+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(1)

Поэтесса Лилия Газизова. Впервые я ее увидела в Казани в Союзе писателей Татарстана, где она была одной из ведущих нашего писательского сообщества. Молодая, красивая, чувствовалась в ней порода и аристократизм. Однако, наблюдая за ней, я заметила, что глаза-то у нее совсем не молоденькой девчушки, намешана в них и горечь, и печаль, и усмешка, и подумалось – непростая девушка. Романтический, даже где-то таинственный образ придавали ей зеркальные с зеленью очки и ажурные черные перчатки на руках. Сначала так и подумалось – для загадочности образа, чтобы выделиться, но в перерыве между Круглым столом и Творческим вечером в доме-музее Василия Аксёнова, я заметила, что это вовсе не выпендрёж, ими она прикрыла пигментацию на кистях своих рук. На творческом вечере прочла несколько небольших стихотворений, которые сразу отозвались в моей душе. Особенно «Бабушка шепнула мне» и «Княжна»:

Во мне жестокая тоска
Князей, сжигавших кров
Неверных подданных. Во мне –
Их булгарская кровь.

Моих браслетов тусклый свет
Зовёт в глухую ночь,
Где буду гордою княжной
Я – булгарская дочь.

Я знаю, правнучка князей,
Трагедию времён.
Старинный мой беспутный род
Бесславьем заклеймён.

Но верноподданная степь
Напомнит о былом
В полнеба стаей воронья
И диким жеребцом.

Бреду сквозь сон иных времён
Я по своей земле.
Раскосые глаза-костры
Мерещатся во мгле.

И сразу все стало понятно. Вот откуда этот ее природный аристократизм, отличавший ее от всех поэтесс нашего сообщества, как в облике, так в мыслях. Затем она подарила мне свой небольшой поэтический сборник «Лирическая поза», год издания 2001. Когда я прочитала стихи этого сборника, то пришло осознание, что Лилия уже не так юна, как показалось мне вначале и ее поэтический стаж довольно большой.
Она зацепила своей прозаической лирикой, зацепила мыслями о жизни, взглядом с какой-то то ли полуулыбкой, то ли полуусмешкой. У Риты Ельцовой есть стихотворение «Полуусмешка…»

Полуусмешка, полуулыбка,
Может, насмешка, может, ошибка…

Зацепила вот этой «может насмешкой, может, ошибкой» и захотелось узнать о ней больше. Дома набрав в Интернете ее имя, помимо стихов я вдруг обнаружила и ее прозу с названием, которое удивило меня еще больше чем ее стихи: «Алкоголизм женского рода». Да уж заинтриговала. Подумала, что скорее это образ, метафора чего-нибудь интересного, а когда начала читать, поразилась откровенность этого необычного очерка: «Алкоголь, как ржа, разъедает душу. У тебя словно две жизни. Одна — обыденная, в которой количество забот и проблем преобладает над радостями, и часто бывает тоскливо. Во второй жизни, алкогольной, радостей больше». Лилия откровенно признается, что это только поначалу, затем наступает тоска.
Для меня этот очерк стал образцом высокой прозы своим беспощадным откровением о себе, исповедью на люди, в котором она с горечью заявляет, что «Эдит Пиаф и Анна Франк — мои собутыльники». Достигая определенного алкогольного уровня, она начинала слушать песни Пиаф, думать о ее жизни плакать от тоски. «Продлись, продлись, очарованье!» так она называла свои отношения с алкоголем и боялась не потерять это состояние эйфории и гармонии и вновь пила.
Она характеризует свое раннее пьянство по одной из песен Эдит Пиаф «Жизнь в розовом свете», когда ее подобная жизнь не причиняла близким страдания и неудобства. Затем наступают стадии «черного человека» Есенина…
Она признается, что ей нравился мир богемы, ночные посиделки, разговоры, чувство влюбленности, романы… По Бунюэлю с вина все начинается, а сигаретой заканчивается.
В 1992 году предисловие к ее первой книге «Черный жемчуг» написала Анастасия Цветаева, точно определяя и мои чувства, после прочтения стихов Газизовой, что они, как оригинальны, так и непохожи на стихи других. Анастасию Цветаеву голос поэзии Газизовой чарует и приковывает, потому что ее стихи «одновременно тянутся и к старине, к истории своего народа, и вместе с тем являются новаторством…»
Для меня Анастасия Ивановна Цветаева – это больше чем сестра знаменитой Марины Цветаевой, она сама прозаик, но она еще и автор «Сказа о звонаре московском» и «Мастере волшебного звона» в соавторстве с Н. К. Сараджевым, книг об уникальном звонаре московском Константине Сараджеве, которые я изучила очень внимательно, работая над своей книгой «Колокольный перезвон». Для меня Анастасия Цветаева – это прямая связь с поэтами Серебряного века – Есениным, Цветаевой, Ахматовой, Блоком, Пастернаком, Маяковским, Гумилевым, другими. И даже если бы сама Анастасия Ивановна ничего не написала, она была настолько напитана их стихами, выступлениями, той потрясающей энергетикой поэзии, в которой тончайше улавливала фальшь и могла отличить хорошие стихи от подделки. В 1990 году, приезжая в Москву Лилия останавливается у Анастасии Ивановны, которая с нежностью относится к начинающей молодой поэтессе. В своем очерке Лилия признается, что уважала Анастасию Ивановну не только как литератора, но прежде всего как человека. Помнила часто произносимую ею фразу: «Нельзя говорить про человека, что он плохой, нужно сказать, что он совершил плохой поступок».
Но вернусь к поэзии Азизовой, которая лично для меня – ее возрождение, взгляд в себя, и её нерифмованность стихов, в чем она сама откровенно признается в стихотворении «Подросток»:

Неинтересно стало
Укладывать строчки
В ложа метрические.
Не хочется жонглировать
Словами и рифмами,
Образами и метафорами.
Милее их на пол ронять,
Прислушиваясь к шуму падения.
Угловатым подростком
Хочу остаться
В мире взрослых-хореев.

Из очерка узнаю, что в детстве она оказалась недолюбленной родителями. Она их боялась и сказать, что они были строгими, это ничего не сказать, по признанию Лилии. Они редко хвалили ее, по любому поводу могли накричать и совсем не давали нежности. Лилия пишет, что дети сначала родителей любят, потом судят, затем прощают и снова любят. Она тоже простила своих родителей, но до сих пор ждет от них нежности, тепла и любви. Женщина-нарколог ей сказала, что алкоголем она подменяла свою маму. Отсюда у Лилии и «Рецепт разочарования»:

Взять мою беспричинную радость,
Добавить твоё молчание
Трехдневной выдержки,
Плеснуть кипятка
Из глупой ссоры с продавщицей,
Посыпать крупой бессонницы, –
Главное: не переборщить –
Снять пенку
С невыспавшихся взглядов прохожих,
Хорошенько все перемешать,
Поставить на медленный огонь
Томления тела по другому телу,
Потом дать остыть
До температуры безнадежности.
Блюдо готово.

Для меня очень значимым в представлении Газизовой оказалось стихотворение «Бабушка шепнула мне…»:

Бабушка шепнула мне,
Что я княжна.
И род у нас княжеский.
Но я была комсомолкой
И засмеялась только
Теперь нет бабушки и нет комсомола.
А я стала княжной.

Очень сильное, отражающее целый пласт эпохи в нескольких строках: княжеский род – комсомолка – княжна, точно как в другом стихотворении «Моя мама проверяла…». В этих стихах два мира – мир социализма, через который мы все (взрослое население страны) прошли и родовое, вечное, что вошло в нашу кровь с генами предков, и мне эта тема очень близка. Лилия пишет:

Моя мама проверяла
Столовые и рестораны
Папа писал статьи и лекции
По истории КПСС,
У них были разногласия.

Я пряталась в своей комнате,
Ела лимоны и сервелат,
Перечитывала «Анну Каренину»,
Не любила старичка с жезлом и
Тосковала по любви.

…Мне тридцать лет
Люблю мужа.
Воспитываю детей.
Ем лимоны
И пишу стихи.

Мама проверяет столовые,
Папа пишет статьи и лекции
По политологии
У них со мной разногласия.

Сначала разногласия у родителей друг с другом, затем у обоих с дочерью – извечная тема отцов и детей, и отсюда, в том числе, боль и грусть в ее поэзии. Она поэт, эссеист. Родилась в Казани в семье профессора истории. Окончила Казанский медицинский институт и Московский Литературный институт им. М. Горького. Шесть лет проработала детским врачом. В настоящее время – руководитель секции русской литературы и художественного перевода Союза писателей Татарстана. Лауреат многих литературных премий, член Союза российских писателей.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.