+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
4.7
(3)

С Татьяной Кугавда, художником Мончегорска, преподавателем высшей категории детской школы искусств им. В. И. Воробья сблизила нас саамская тема. Сейчас уже и не вспомнить, в каком из начальных 2000-х годов мы познакомились. Сначала она присылала для музея рисунки детей художественной школы, затем приезжала в гости сама, а после стала ездить и со своими учениками. Встречались мы с ней на саамских играх, различных саамских мероприятиях, пригласила я ее поучаствовать в духовно-просветительской экспедиции «На звон колоколов», ездили вместе в санаторий «Лесные озера» в Белоруссию. Она в свою очередь пригласила меня на выставку своих работ и работ своих учеников «Земля саамская». Потом были еще две выставки под одним названием «Окно» в Мончегорске и Мурманске. Всеми увиденными картинами ее я была потрясена, поражена и навсегда влюблена в её творчество. Из работ её учеников меня больше всего поразили искусно выполненные, живые прорезные гравюры. В 2012 году я многие из этих работ взяла в виде иллюстраций для книги «Антология саамской литературы».
В 2006-м впервые побывав у меня в гостях, в альбом друзей записала: «Наденька! Я благодарна судьбе за наше знакомство! Это огромный подарок! В общении с тобой я наполняюсь энергией любви, общения. В твоих книгах о нашей прекрасной Кольской земле, в сказках, преданиях я нахожу для себя множество созвучий. Ты костер у чума или в чуме – в вашем доме, к которому так тянет погреться. Ты колокол, звучащий для своего народа и я хочу слушать его!!! Звучи всегда! Громко и красиво! Люблю. Спасибо за дружбу и любовь». Вот примерно такие восторженные слова от нее я слышу и по сей день.
Родилась Татьяна Юрьевна в Мончегорске 23 июня 1950 года. Училась изобразительному искусству в изостудии Дома Пионеров Мончегорска у преподавателя Б. М. Полякова, затем в Художественном училище города Чебоксары в Чувашии. Пишет маслом и акварелью, работает пастелью и в жанре пейзажа, натюрморта и сюжетной композиции. Татьяна не только замечательный художник, но и потомственный преподаватель. Её родословная насчитывает десять учителей, с общим стажем работы в 300 лет. Её талант художника воспитывался с раннего детства отцом Юрием Викентьевичем Кугавда, самобытным, оригинальным художником, картины которого раскупались, едва на полотне высыхали краски. Он работал учителем черчения, рисования и труда в общеобразовательной школе Мончегорска. Татьяна вспоминала: «У нас было много открыток, книг по искусству, всё это я смотрела, всем этим напитывалась с малых лет. Дома висела огромная картина, замечательная копия работы знаменитого Куинджи «Берёзовая роща», которую папа писал у меня на глазах, где берёзы были выписаны контражуром. Вот это было основой».
Запомнились мне также слова Татьяны с выставки её, в Мурманске в Центре художественных ремесел. Давая интервью какой-то газете, Татьяна говорила, поясняя необычное название выставки: «Окно» – это как бы ещё и время, которое даётся тебе для заполнения его чем-то полезным. Мы говорим «Окно», когда у нас есть свободное пространство, время, которое мы можем посвятить лично себе. Появилось в моей жизни такое время-окно и я могла посвятить его тому, чтобы написать несколько новых картин»…
Когда я стала редактором «Православной газеты» пригласила Татьяну к сотрудничеству. В 2009-м она активно начала переводить свои дневниковые записи в газетные статьи. Вдохновением на новые картины, на новое творчество стало и ее участие в духовно-просветительской экспедиции «На звон колоколов». Меня особенно потрясла её персональная юбилейная выставка, проходившая в ноябре 2010 года в Мончегорске. Татьяна глубокий, тонко чувствующий художник, на полотнах которой Север предстаёт узнаваемым, близким, родным, не кричащий яркостью, а тихий, приглушенный, находящийся точно в ожидании чего-то. Не застывший, не статичный, нет, природа ее дышит, в ней чувствуешь воздух, ветер, пение птиц… Вдохновленная творчеством Татьяны, восторженно об этой выставке написала создатель музея Сергея Есенина Областной детско-юношеской библиотеки Валентина Евгеньевна Кузнецова: «Я ожидала увидеть работы на духовную тему, а попала под очарование негромкой природы Севера. Проходила по выставке, вглядываясь в картины, а постоянно звучали слова есенинских стихов, ведь на картинах я видела «наше поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес». И мир Севера был дан не яркими и броскими красками, все пейзажи пронизывала «нежность грустная русской души». Яркости не было, было признание: «Как бы я и хотел не любить, все равно не могу научиться».
Вот картина «Полюшка»: на желтом косогоре, пестреющем полевыми цветами, среди ромашек стоит девочка Полинка тонкая былинка, вся пронизанная светом. Стоит Полюшка среди цветущего разнотравьем поля. На голове легкая летняя голубая шляпка, над нею голубой купол небесный, а лентой голубой реки опоясан желтый косогор. И столько света, столько воздушности, что низкое северное небо не гнетет, а, кажется выше. И девочка с букетом полевых цветов светлый лучик жизни, улыбку светлую посылает нам, зрителям. И снова есенинские слова на языке: «Несказанное, синее, нежное… «. А вдали за рекой на холме церквушка белеет. Так «в сердце светит Русь».
Так много на выставке натюрмортов, букетов цветов. Цветы в гармонии сияют северным неброским цветом. За окном мороз, снега, а здесь цветет природа, цветами радует и глаз, и душу. И снова есенинское: «Цветы на подоконнике, цветы, цветы…»
Осень ярко раскрасила в багряный и золотой убор низкорослые северные деревца, вечерний закат опускается над Териберкой, чайки раскричались над причалом, яхты скользят по водной глади, спокойно плывет утиный выводок… сколько раз в жизни видели это северяне. И так бережно и любовно показала это на картинах Татьяна Кугавда. И тихо плывет над водою, где яхты скользят, звон колоколов церкви, что стоит на берегу.

«И знакомые взору просторы
Уж не так под луной хороши.
Буераки… пеньки… косогоры
Обпечалили русскую ширь»,

думается при взгляде на картину «Причал на реке Мавре» или «Река Териберка. Закат», это и есть то, что зовется родиной. Вот так и ходила по выставке, душой отзываясь на увиденное, а в душе звучало, пело, сияло есенинское слово:

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно,
не врозь,
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось».

Кстати, не только я по своим дневниковым записям вижу, насколько картины Татьяны со времени нашего знакомства становятся более ярче, радостнее, но это отмечают и другие, хотя не лишены они и нежной грусти чего-то утраченного, есенинской сини… Да, для нее, как для художника Севера огромное значение играет в картине цвет. И этот цвет СИНИЙ! Помните, как у Есенина: «Несказанное, синее, нежное…» или «Синий свет, свет такой синий! / В эту синь даже умереть не жаль…», еще «Снова выплыл из рощи / Синим лебедем мрак. / Чудотворные мощи / Он принес на крылах…». Так что, как оказалось часто упоминаемый в стихах Есенина синий цвет, оказался любимым цветом и Татьяны Кугавда, которым наполнен и изукрашен родной ей Север. Она признается, что есенинская синь это: «воздух прозрачный и синий» и «синий вечер»; «далекий синий край» и «Синий сумрак как стадо овец…»; «Синий туман. Снеговое раздолье…» и «Голубая кофта, синие глаза…»; «Синий взгляд». И даже «синий цветень мая» и «Синее счастье! Лунные ночи!»; «Стелется синею рясой / С поля ночной холодок…» и «Топи да болота, / Синий плат небес…»; «Я не хочу покоя / В синюю эту погоду…» и «Крепкий и сильный, / На гибель твою / В колокол синий / Я месяцем бью…». И таких сравнений в творчестве Есенина предостаточно. Сама Татьяна признается, что это «её»: синий лес, и синее озеро… и синие горы… и суровая красота нашего края находит своё выражение в этом цвете. То есть синий цвет сущность Есенина и, вдохновленная этой синью, который светится, горит, Татьяна пишет непритязательные и скромные мотивы его синими красками и его оттенками… Её даже критиковали за такое использование синего цвета в своих картинах… Для неё этот цвет имеет такую силу, как в стихах Вознесенского про Марка Шагала «Но его синий не знает соперников!!!» А любимым стихотворением Есенина у Татьяны является: «Шагане ты моя, Шагане…» очень напевное, музыкальное, ностальгическое…

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле…

Когда вышла в «Православной газете» статья «Под очарованием негромкой природы Севера» Валентины Евгеньевны Кузнецовой, не только литературоведа, но и искусствоведа по профессии, Татьяна была удивлена и поражена тем, как она тонко уловила Есенинскую нотку, например в её «Полюшке»! Ей это было странно и чудно, как Валентиной Евгеньевной были угаданы её мысли в момент творчества, когда она и на самом деле вспоминала Есенинские строки, образы его лирики…
А ещё Татьяна вспомнила, что обучаясь в художественном училище, на 2-м курсе выполняла задание по композиции «Пейзаж»… И когда она маслом писала свою небольшую картинку, то навеянный образ нежно-зеленого поля и жеребенка пришел из Есенинского стихотворения «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне…».
А музею Есенина в Мурманске ею подарены четыре картины: дорогой сердцу художницы «Неуемный ветер» (Этюд. Картон, масло), потому как ветер в ней оказался на самом деле живой и неуемный, как в стихах Есенина: «…Звени, звени, златая Русь, Волнуйся неуемный ветер!»; «Букет с полевыми цветами». (Картон. Масло). Памяти С. Есенина. «Как не любить мне вас, цветы…»; «О! Весна!…»… (Холст. Масло): «Деревья оделись / Зеленой листвою…» и картина «Полюшка» (Холст. Масло), написанная по мотивам поэзии Есенина и так полюбившаяся Валентине Евгеньевне. Купил ее пять работ для себя и владыка Симон, оценив ее творчество очень высоко. Да и мне она подарила уже четыре своих картины.
Ученики, подготовленные Татьяной стали лауреатами многих областных конкурсов по истории изобразительного искусства, их работы печатались в каталогах Международной Галереи в Москве, в разных журналах, ими иллюстрированы книги «Антология саамской литературы», стихи Ольги Перепелицы и Геннадия Лейбензона «Каковы корни – такова и вершина». Бывшие ученики стали коллегами по работе в школе искусств, работают в родном городе, в России, за рубежом. В 2014 году Татьяна Кугавда стала иллюстратором моей детской книги «Правдинки Василия Селиванова». И в этом же году она написала книгу «Художник и его школа», посвященная 90-летию со дня рождения Владимира Иосифовича Воробья, заслуженного работника культуры РФ. Книга издана в Мончегорской центральной городской библиотеке. А также ею составлены брошюры «Северные узоры учеников школы искусств Мончегорска» и «Культура православия в школе искусств Мончегорска».
Татьяна Юрьевна награждена грамотами и дипломами муниципальных и областных учреждений культуры, глав городской и областной администрации, Министерства Культуры РФ и многими другими. Ветеран труда РФ. Пишет пейзажи, натюрморты в технике акварели, пастели и масляной живописи. Среди них: серия пастелей «Цветы Заполярья» и «Отзвуки Эллады». Ее работы представлены в персональных и других ежегодных выставках города и области. Очень высоко оценил ее труд секретарь Мурманской писательской организации Союза писателей России Виталий Семенович Маслов.
Помимо своего творчества Татьяна еще и преданный друг, всегда готовый прийти на помощь, отзывчива к боли и переживаниям других, часами эмоционально взахлеб рассказывающая о своих путешествиях и открытиях тех или иных православных святынь, икон, художников и иконописцев… А еще вдумчивый и внимательный читатель. Из своих дневниковых записей приведу высказывания ее о моих книгах «Мой Маслов» и Колокольный перезвон»: «До утра читала книгу о Маслове. Я бы назвала ее «Исповедью» или «Страстями по Маслову» – по аналогии «Страстей по Матфею»… На самом деле написано очень страстно – оголенные нервы и чувства, автор точно огонь, находящийся уже «на костре своего греха». Все в книге понравилось… Правда – высокая… сильная… достойная… Преклоняюсь пред силой духа автора». «Отсмотрела твою книгу «Колокола»… пишу «отсмотрела», потому что хотелось все сразу в ней увидеть и понять. И узнать… потому торопливо и с жадностью все отсмотрела… очч вкусно! И приправа фольклорная о»хрен»ительная! Такому красавцу фолиантищу нет равных в земле Северной!!! Так что… жди, как бы опять кто не высказал неудовольствий каких… А как же!? Заметила я… что ты …немало… внимания уделила Дмитрию Коржову с его колокольной поэзией!!! Я необразованная… теперь знаю о нем, как о таком вот поэте… интересно было все… Для меня… прежде всего – историческое… и касание с литературой и музыкой очч интересно… Спасибо огромное! Моя мамочка говорила: «женщина без живота … что суп без соли…» Вооот… так это … у тебя в книге – соооль! А так… было бы все уж очень хорошо и просто… Нееет! Это – то… что надо! Вкуснотища! Дааа… из песни… слов…» А еще Татьяна не просто мне дарит колокольчики, но и расписывает их. Какие-то сама, а какие-то ее дочь художница.
Жизнь идет, на дворе 2020 год, а у Татьяны Юрьевны в Мончегорске открылась в свой юбилейный год новая выставка картин, правда разрешено было быть на ее открытии только пяти человеком из-за пандемии, но в подарок ей я сделала небольшой фильм с иллюстрируя ее картины, многие из которых находятся уже в частных коллекциях. Храни Господь подругу мою.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.