+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(3)

Святой Максим Исповедник еще в VI веке сказал, что человек создан из двух стихий: духовной, роднящей его с Богом, и физической – роднящей со всем сотворенным миром, который человек должен одухотворить и привести к Богу. А потому одной из задач современной православной журналистики является задача, прежде всего, православного просвещения. Так говорил о роли Церкви в средствах массовой информации (в дальнейшем СМИ) митрополит Калужский и Боровский Климент: «Церковь – это сфера его религиозного формирования, нравственного воспитания и, в конечном итоге, интеллектуального становления».
В новелле Голсуорси «Мастерство» рассказывается о сапожнике, шьющем обувь на заказ, которым не было сноса, и которые поражали своим изяществом и добротностью. Но на смену талантливому мастеру пришло машинное производство, штампующее однодневки: походил год-два, выбросил, купил новые. Так произведенный продукт перестал носить отпечаток не только личности творца, но и фирмы, и даже страны, потому как в России сейчас за малым исключением обесценен труд всякого профессионально воспитанного человека – врача, учителя, инженера, писателя, и журналиста в том числе…
И целью православных СМИ является не писать о Церкви ради Церкви и для Церкви, а как говорил Господь своим ученикам: нужно идти в мир. Нести туда радостную весть о том, что каждый человек в отдельности любим Богом так сильно, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (ИН.3,16).
И как не парадоксально, но в 30-е годы, когда в России была объявлена война против религии, народ в большей своей массе всё еще сохранял христианские ценности, а сегодня – Церковь возрождена, храмы строятся, президент и министры в них молится, но при этом духовное начало в человеке все больше обесценивается. Сегодня эфир так заполнен отрицательной энергией, что находится на пределе возможностей, а отсюда и запас Добра у современного человека становится все меньше и меньше.
И приходится признавать, что многократно обруганное искусство, культура и идеология социализма несли в себе все же и положительные элементы, когда быть злым, жадным, подлым и лживым считалось плохо. Когда главными ценности в жизни были – любовь, дружба, работа, честность и порядочность, в чем сегодня испытывается серьезнейший дефицит. И в этом отношении катастрофа души становится опасной не менее катастрофы экологической. Но если с экологическим бедствием можно еще бороться сообща, то с экологическим бедствием души приходится бороться каждому в отдельности. И экологически чистая духовно-нравственная составляющая информационной среды в настоящее время оказывается востребованной особо, потому как на журфаке в МГУ в этом году на научно-практической конференции «Журналистика 2012 года: социальная миссия и профессия» на вопросы «Нужно ли учить журналистов быть правдивыми, объективными, чистыми и искренними?» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин открыто заявил, что «Учить сегодняшних журналистов нужно слушаться дядю, который платит деньги»; «Никакой миссии у журналистики нет, журналистика – это бизнес»; «Молодые журналисты должны знать, что они будут писать о том, что им скажет… хозяин».
А в интервью «Честный журналист продается один раз» председатель правления Мурманской областной организации Союза журналистов России Николай Бакшевников на вопрос Анжелики Ковалевой: «…говорят, что журналисты стали более циничны. Вы считаете так?»
Ответил: «Конечно. Какова жизнь, таковы и люди. И журналисты в частности».
И на следующий: в чем отличие журналистского цинизма советских времен от нынешнего? – сказал: «…разница в том, что в советскую бытность журналист становился циником с годами… А сейчас в редакцию приходит уже «готовый» циник, еще ничего в журналистике не сделавший». И далее Николай Александрович сказал, что журналистам сегодня не хватает уверенности в завтрашнем дне. Честно признавшись, что с давних пор считает своим журналистским кредо знаменитые слова Генри Форда, которыми тот в свое время определил, чем отличается честный журналист от нечестного. Форд сказал: «Честный журналист продается один раз».
А потому задачи перед православной журналистикой стоят не только информационного плана, но прежде всего просвещенческого – вновь привить людям понятия доброты, честности и трудолюбия, наполнить из сердца верой в Бога.
Задача эта стояла и в прежние века, стоит и поныне. Это все тот же подвижнический подвиг, которому есть немало подтверждений и образцов для подражания. Яркий пример такому подвижническому подвигу – журналист и писатель, человек высокого духа и экологически чистой души – Василий Акимович Никифоров-Волгин, начавший свою журналистскую деятельность в 1921 году в русских периодических изданиях Эстонии, где публикуются его статьи, очерки, рассказы, лирические миниатюры. Участвует он и в съездах Русского христианского движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях.
Одновременно со своей журналистской и литературной деятельностью Василий Никифоров, хорошо знавший и любивший православное Богослужение, до весны 1932-го служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе. В 1935-м переезжает в Таллин, где начинает заниматься еще и педагогической деятельностью. Знакомится со священником Михаилом Ридигером и становится его сыну Алеше — будущему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — учителем.
В 1937-м в таллиннском издательстве «Русская книга» выходит его первый сборник рассказов – «Земля-именинница», через год – «Дорожный посох». Третью свою книгу он выпустить не успел. В 1941-м Никифоров-Волгин принимает мученическую смерть.
Выше мною говорилось об экологии души, так вот душа журналиста и писателя Никифорова-Волгина, если ее рассматривать с экологических позиций была наивно детской и светло-чистой, с каждым его рассказом, уносящая тебя в мир Горний. И не требуются никакие наставления, вразумления, поучения… Читаешь Никифорова-Волгина и каждый его рассказ вызывает в тебе массу ассоциативных образов. Те, кто читал его книги, признаются, что он так сердечно пишет, точно душу чистит и лечит «от греха и помрачения», а то и вовсе словами высказывает их собственные мысли и переживания. И веришь его слову безоговорочно, веришь, что во всех героях он описывает себя, потому как все события и сюжеты пропущены им через собственное сердце и личные переживания.
В наше время, когда, через слово журналистской братии человечество начинает самоотравляться, слова, которых выходят подчас наружу горькой отрыжкой, а нравоучения и наставления священников в прессе у невоцерковленных людей вызывают отторжение и недоверие, рассказы Никифорова-Волгина, приходят как святое причастие, поднимают тебя из бездны наверх к свету, к молитве, приводят в храм.
Среди его героев — люди разные: есть настоящие праведники, есть опустившиеся, но даже у таких он умеет найти Бога в душе. Показывает тех, кто в 20-х утрачивает веру во Христа, теряя человеческий облик, и тогда мы вместе с писателем начинаем пребывать в мучительных раздумьях о двух Россиях: «России монашеской, в молитве сгорающей, и России разбойной, вбивающей гвозди в глаза Пресвятой Девы», содрогаемся от чудовищных кощунств над святынями или садистских издевательств над людьми.
Мы уже привыкли изо дня в день из средств массовой информации получать негатив — там случился теракт, здесь столкнулись машины, еще где-то объявился маньяк, воспринимая эти новости как нечто неизбежное и даже особо не расстраиваемся потому как в нас срабатывает естественная психологическая защита, но в какие-то минуты анестезия привычки ослабевает, и тогда весь ужас трагедии входит в человека и душа его начинает метаться, и сознание держится «на тонкой паутинке», как у героя Никифорова-Волгина в повести «Дорожный посох», узнавшего о том, как большевицкий командир Вознесенский, когда-то обучавшийся в духовной семинарии, изображая из себя священника, причащает самогоном православный люд, и кроет в проповеди «по матушке и Господа, и Матерь Его и всех святых». Люди не вынеся этих издевательств, рвут его на части и тут же погибают сами, расстрелянные красными.
Размышляя об ужасах этого времени, Никифоров-Волгин находит спасение в «Святой Руси» детства своего: «Все чаще и чаще заставляли меня читать по вечерам «Сокровище духовное, от мира собираемое» святителя Тихона Задонского… Много чего не понимал я в этой книге. Нравились мне лишь заглавия некоторых поучений. Прочтешь, например, «Мир», «Солнце», «Сеятва и жатва», «Свеща горящая», «Вода мимотекущая», а мать уж вздыхает:

  • Хорошо-то как, Господи!»
    С малых лет Церковь для Василия Никифорова была тем, чем должна быть, а именно — небом на земле, потому и Богослужения для него стали подлинной духовной школой. И душа, хранившая заповедную крестьянскую чистоту, не испорченная, не отравленная ничем наносным и сиюминутным, живо откликалась на то, на что не откликались уже тогда миллионы других душ, не говоря о времени сегодняшнем.
    В своих рассказах писатель сохраняет веру в русского человека. Веру в то, что даже в помутненных грехом душах, Божий образ все же остается живым. А в море человеческих страданий отыскивает зерна христианской любви. И главные мотивы его повествований — это умиротворение и просветление души, потому что он свято верил, что Русь возродится, и люди ужаснутся содеянному…
    Я призываю всех не только читать рассказы Никифорова-Волгина, но и печатать, для того чтобы и у верующих, и у воцерковленных, и у тех, кто только идет к храму появилось бы такое же восприятие богослужений, как у Васи Никифорова в начале XX века и церковнославянский язык стал бы восприниматься как «боготканный глагол», а слово «проскомидия» вызывало бы свои ассоциации.
    И не случайно я начала свой доклад с упоминания новеллы Голсуорси «Мастерство», потому как считаю журналиста и писателя Василия Никифорова-Волгина настоящим Мастером слова, Творцом, в рассказах которого нет безысходности и, которые являются для людей уроками чистоты сердца. Чистоты, которая воспринимается сегодня как наивность, но без которой в Царствие Небесное не войти. В этом и состоит миссия православного журналиста.
    Надежда Большакова, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.