Родился Анатолий на Украине 13 июля 1946 года в городе Запорожье. В 15 лет удостоился своей первой персональной выставки. В 1966 году окончил Днепропетровское государственное училище (факультет живописи). Даже в армии уподобился стать лауреатом Всесоюзной выставки военнослужащих. И так бы все хорошо и продолжалось если бы жил по правилам советского времени, воспевая в картинах пафос созидательного труда металлургов Запорожья. Но ему суждено было пройти свой путь. Он как-то признался, что свободным художником быть трудно, а особенно выставляться в окружении оголтелых конъюнктурщиков. Тогда таковых с лихвой наплодила партийная идеология. Он «погорел» на Адаме и Еве, которых обкомовский чиновник-куратор выставки на предварительном просмотре почему-то принял за буденовца. Сергиенко написал их в одном лице. Истина открылась в присутствии более высоких партийных гостей, и с той поры на все выставки ему был наложен запрет. Да и свои же братья-художники, то ли завидуя молодому таланту, то ли, чувствуя в нём достойного соперника, доносили на него в обком обо всех его авангардных вещах, как о низкопробном малеваний.
И ему захотелось выйти за «флажки» художественного пространства, которыми обставляла любого творческого человека всевидящая, всеправящая партийная идеология. И вырвался он на свою голову не где-нибудь, а на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Ленина.
Он считает, что миссия художника в передачи свежего чувства, ощущения эпохи, а не объяснением ее на полотне. Он себя считает реалистом, хотя в моем представлении он все же больше выступает авангардистом, по крайней мере, его мурманская живопись именно таковая.
На Север в Североморск Анатолий приехал в 1972 году уже будучи профессиональным художником и устроился преподавать в детской художественной школе. Но когда узнал, что в городе не так мало самодеятельных художников, стал выходить на них и сплачивать вокруг себя. Так художники Североморска частенько собирались на чашку чая в небольшой квартире Сергиенко, делясь творческими планами, а в скором времени образовался и своеобразный творческий костяк. У самого же Анатолия жила мечта об изостудии. И в этом ему помог командующий Северного флота тогда, адмирал Владимир Николаевич Чернавин. Но это была еще не та студия, в которой удалось побывать мне, первая находилась в бывшей костюмерной Североморского Дома офицеров. На областных и республиканских выставках встречались холсты его кисти, на которых демонстрировалась стальная мощь крейсеров и эсминцев Северного флота, или хороводы поморских песенниц из древнего Умбского села. Много полотен своих художник посвятил аборигенам этой земли саамам.
Я давно в Музее саамской литературы и письменности в Ревде собирала материал обо всех творческих людях Мурмана, и естественно много статей накопилось о художниках, и в том числе об Анатолии. Личных знакомств с художниками, кроме Николая Михайловича Морозова, который жил в Мурманске напротив квартиры моего друга поэта и писателя Викдана Синицына, у меня не было. И вот Валентиночка Кузнецова договорилась о моих выступлениях в Росляково и Североморске на 14 февраля 2004 года. Встреча в библиотеке главного города Северного флота подходила к концу, когда поэт Михаил Зверев спросил, не хочу ли я познакомиться с Анатолием Сергиенко и побывать в его художественной мастерской? Обрадовалась, конечно, хочу, давно мечтала. Мысли материальны, только мы с Михаилом об этом проговорили, как он, кинув взгляд в окно, подскочил и выбежал на улицу. Затем входит уже с Анатолием. Оказалось, в это время Сергиенко проходил мимо библиотеки. Перекинувшись несколькими фразами, я подписала ему в подарок одну из своих книг, и он повел нас к себе в мастерскую и в студию североморских художников. То, что увидела, впечатлило меня до глубины души. Это его яркое смелое буйство красок, размеры картин от огромных до совсем маленьких, невероятные женские фигуры… Всего и не перечислить. Студия прекрасная, и мастерская класс! Настоящее роскошество! И Анатолий мне сразу понравился, стал своим, будто знаю его лет сто. Расположила к себе его открытая улыбка, мягкие черты мужского лица, не резкие движения, голос с еще сохранившимся украинским акцентом
Он говорит, что наверное, умер, если бы его лишили возможности заниматься изобразительным искусством. «Это хуже наркомании, ты болен искусством безнадежно». И я подписываюсь под этими его словами на все сто, потому как и сама не могу ни писать ни дня.
Я очень люблю живопись, уважительно отношусь к творчеству всех мурманских художников, но не все картины принимает моя душа, а Толины как-то сразу понравились. Рассказывал, что еще когда только приехал на Север, его захлестнуло море новых впечатлений, живописных суровых мест и встреча с военным фотокорреспондентом Евгением Халдеем, которая и определила путь молодого художника. Так стали появляться полотна славного прошлого нашей Родины, современное видение мира, циклы красивейших пейзажей, выставки женского портрета. Раз, увидев картины Сергиенко, понимаешь, он поклонник женской красоты и форм. Один из первых живописцев, обратившийся и к саамской теме. Анатолий не боится в своем творчестве экспериментировать. И тогда одни начинают хвалить его новую манеру письма, другие негодовать, но равнодушных на его выставках не бывает, что-то в его работах так или иначе все же задевает людей за живое, а это в творчестве самое главное.
Он постоянно стремится к внутреннему раскрепощению, мечтает стать свободным художником и писать все, о чем поет душа. Ему не свойственно жить одной манерой письма, и мне кажется, что если художник не находится в поиске, он умирает, как творец. А Анатолий способен искать, чувствовать, волноваться, любить, восхищаться. С первой встречи мы подружились и стали радоваться каждой следующей. Познакомила я с ним и своих друзей, вместе приходили к нему в мастерскую уже в Мурманске. Приезжал он пообщаться со мной и к Валентине Евгеньевне Кузнецовой в Росляково. Принял живейшее участие в праздновании 10-летнего юбилея Музея саамской литературы и письменности. Предоставил свою выставку работ на саамскую тему в наш музей комбината в Ревде, подарил музею имени Октябрины сначала одну свою картину, а затем написал серию портретов саамских авторов, приходит на презентации моих книг. Кстати, его картина «Адам и Ева», выполненная в стиле авангардизма, была подарена мне в первую нашу встречу. Мне очень импонирует его манера письма, сочность красок, узнаваемость почерка, открытость, стремление идти на контакт. Очень рада, что в моем окружении есть такой талантливый, неординарный друг-художник.
Он написал портреты Есенина и его друзей, несколько портретов саамских авторов, портрет митрополита Мурманского и Мончегорского Симона, портрет Валентины Кузнецовой и два моих.
«Заслуженный работник культуры РФ», «Заслуженный художник РФ», Почетный гражданин города Североморска, участник многочисленных областных, всесоюзных, республиканских, международных выставок. Его картины хранятся в разных музеях России и мира. Он иллюстратор книг мурманских авторов. Наидостойнейший во всех отношениях человек, но самое главное при всех своих регалиях остаётся простым, добрым, улыбчивым и душевным товарищем и другом.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель
Свежие комментарии