+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
1
(1)

С Ларисой Мороховой мы познакомились на Третьих Балашовских чтениях в 2003-м, когда она делала со мной и Викторией Бакула в прямом эфире передачу. Передача прошла, и обе благополучно забыли о существовании друг друга. Хотя нет, моя память всегда хранила образ этой красивой, какой-то очень летней и солнечной ведущей. И вот через девять лет новая встреча. Мы с Олей Балашовой пошли к ней за диском с видео материалами о Дмитрии Михайловиче. По дороге Ольга восторженно рассказывала, что Лариса уже ушла с телевидения, пишет картины, и мне будет интересно пообщаться с ней в не официальной обстановке. И стоило только перешагнуть порог дома Ларисы, как я поняла, что попала в свою ауру общения, что это человек моей души, а потому все в ней самой и в ее доме располагало. Из серой мокроты осеннего Новгорода мы словно по волшебству попали в лето. Милый творческий беспорядок, за который обычно переживают женщины-хозяйки, но на который натуры творческие не обращают особого внимания, придавал жилью некий шарм и уют. В центре комнаты, как и полагается у художников, располагался мольберт с недописанным ярким летним букетом красных и желтых роз. Да и сама Лариса встретила нас в блузоне, на белом фоне которого крупной россыпью располагались красные маки. Картины были везде: стояли, прислоненные к перилам лестницы, на камине, книжных полках, развешаны по стенам; старинный рояль украшали небольшие глиняные игрушки, сувениры, привезенные из путешествий и дорогие хозяевам как память.
Лариса рассказывала, что родилась в Ярославле, в доме бабушки. В доме стоял огромный стол, на который по праздникам выставлялось большое блюдо с пирогами кузнецовского фарфора, здесь же располагался и старинный рояль, вокруг которого все семейство и собиралось. Родители Ларисы интеллигенты – мать юрист и пианистка, отец – доктор медицинских наук, обожающий литературу. В бабушку был влюблен один сын из кузнецовской династии, который не смотря на свою отверженность, подарил на свадьбу бабушке сервиз на 48 персон, украшенный виноградной лозой. Лариса говорит, что о семейной истории ее можно написать роман — насколько она у ее предков, интересна и трагична. В ее семейном архиве хранится фотография, на которой запечатлены с приехавшим в 1913 году в Ярославль Николаем II «три отца города» среди один из которых ее прадед. Так она и росла в научной и одновременно творческой атмосфере, в кругу ученых, писателей, художников. Все это и определило ее жизнь.
Лариса с удовольствием показывала нам свои картины с букетами. Все они насыщены светом и яркостью масляных красок, запах которых так нравится ей, а больше всего ее восторгает творческий процесс, который происходит в полном молчании. Ей за свою жизнь приходилось столько говорить, что теперь за созданием своего маленького шедевра она с удовольствием молчит. Ей радостно ощущать в себе этой тонкий, восхищающий ее процесс творения, от которого она напитывается новыми силами. А началось все с детского мольбертика и масляных красок в свинцовых тюбиках еще советского производства, которыми когда-то в детстве упражнялся в рисовании ее муж Михаил, он же давал жене и первые уроки письма, после которых она пошла уже в студию живописцев. Так с огромным восторгом и самоотдачей принялась осуществлять мечту своего детства – рисовать красками. Ее душа требовала размаха, полета… Сделала уже несколько выставок. Картины ее греют душу, наполняют созерцающих их, светом радости и спокойствия.
Творческие вехи Ларисы можно разделить на несколько этапов. Первый – связан, конечно же, с ее образованием музыковеда после окончания Ленинградской консерватории. Ее научная деятельность в Институте русской литературы Академии наук. Диссертация по «Знаменному распеву». Работая в Пушкинском Доме Академии Наук и, собирая материал для научных исследований по этой теме во всех архивах Москвы и Ленинграда, Лариса пишет ряд серьезных статей в сборниках Д. С. Лихачева и в других академических изданиях. Прошло тридцать лет, церковный музыкальный распев остался прежним, а ее исследования в этой теме стали классикой. Лариса православный человек, а потому к русской культуре и православию относится с уважением, была на приеме у Патриарха всея Руси Алексия II.
Увлечение телевидением началось после того, как ее пригласили Знаменным распевом озвучить в фильме картину Сурикова «Меньшиков в Березове», спустя десять лет работала на «Леннаучфильме», где стала автором сценариев нескольких телефильмов. Ее первые работы в качестве редактора музыкальных фильмов были посвящены творчеству ярких личностей: Елены Образцовой, Евгения Мравинского, Валерия Гергиева, Дмитрия Хворостовского. Они снимали «сливки» культурной жизни Ленинграда. Работа на телевидении нравилась, но там она никогда бы не получила возможности стать автором собственных программ по культуре, всегда должна была бы обслуживать чьи-то крупные интересы редактируя и вычищая чьи-то ошибки… Когда же попала в Новгород, получила возможность вести собственные программы. Двенадцать лет работы на ГТРК «Славия», была автором, режиссером, ведущей, спонсором в одном лице. Полчаса эфира в неделю и никого не волнует — здорова ты или больна? Должна выйти в эфир, не уронив планку, не разочаровав своего зрителя. В Новгороде у нее появилась совершенно иная задача – вытянуть из глубин культурного слоя тех, кто никогда бы не получил права голоса на публике. В Санкт-Петербурге звезды не нуждались в помощи, наоборот это телевидение на них зарабатывало, продавая по всему миру созданные о них фильмы. А в Новгороде она давала возможность высказаться тем, кто об этом даже не мечтал. Ее герои были из деревень и городов области. Она явилась создателем нескольких авторских программ. «Дворянские усадьбы», цикл навеянный опытом, полученным на «Леннаучфильме». Откопала интересные истории нескольких дворянских родов Аничковых, Васильчиковых… Нашла потомков тех, кто работал в этих усадьбах на барщину. И показала, с каким благоговением и трепетом потомки вспоминали рассказы своих дедов о том, как им хорошо жилось при барах в этом сотню раз оклеветанном и оплеванном крепостничестве. Как они восхищались порядком, благополучием и умением хозяйствовать, и в процесс этот были включены все. Нашла потомков садовода, сына прачки и у всех голос дрожал от волнения, когда они вспоминали о жизни своих родителей. Как затем сбрасывали с самолетов им листовки, призывающие громить эти усадьбы, и как они защищали их от бандоты. Лариса поясняет, что это новое слово произошло от слов «бандиты» и «беднота». И это были самые драматические моменты истории, о которых до сих пор материалы замалчиваются…
Был у нее цикл передач «История русских деревень». Рассказывая о жителях Новгородской деревни Чистово, ведущих свою родословную от девятого колена, она узнала, что у некоторых крестьян имелись свои счета в Швейцарском банке. После революции к ним пришли комиссары в кожанках и потребовали подписать дарственные и отказ счетов в их пользу или в пользу революции…
Были циклы передач «Русский альбом», «Культурный слой». По заказу московского телевидения подготовила фильмы о художнике Илье Глазунове и об иконописцах возрожденного храма Христа Спасителя в Москве. Героями программ Ларисы Федоровны становились художники, музыканты, творческие личности. За годы работы она познакомилась практически со всеми мастерами художественной жизни Великого Новгорода, и годы на новгородском телевидении считает самыми удачными в творческом отношении. В студенческую пору, каждое лето ездила на Белое море, отправляясь в дальние поездки по русским деревням, где жили потомки русских новгородских староверов, а затем все свои впечатления воплощала в своих программах, каждая из которых становилась маленьким фильмом, и была от этого счастлива. Это любовь к Северу в дальнейшем привела ее и к Дмитрию Михайловичу Балашову.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 1 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.