+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(1)

Художник в красках новое искал,
Касаясь кистью утренних созвучий.
Рассвет ладони к солнцу раскрывал,
Слегка дрожа от радужных излучин…
Лариса Соколова
Картины Любови Николаевны Буздуган я увидела сначала на 39 выставке любительского изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Областном краеведческом музее Мурманска и впечатленная ими записала себе в дневник свои первые впечатления: Живопись Любови Николаевны Буздуган не назовешь легкой, полетной, как нельзя назвать легким кувшин, наполненный родниковой водой. В них каждая деталь прорисована до фотографической точности, и все же, глядя на них, не скажешь, что ее пейзажи, натюрморты застыли во временном миге. Нет. Они удивительно живые, дышащие, светом и цветом наполненные! В ее картинах много воздуха, солнечных бликов, воды, снега, душевного спокойствия. Они похожи на пейзажи классиков, художников-передвижников XIX века: Шишкина, Поленова, Васильева, Саврасова, Левитана… Природа на полотнах находится в гармонии с душой мастера, написавшего их. Стоит только посмотреть, и приходит понимание, что душа Любови Николаевны созвучна своим картинам, миру, людям, вере в Бога, в своем понимании и мироощущении земли, Вселенной, Космоса… Северные пейзажи узнаваемы сразу в порожистости рек, цветении Иван-чая, разноцветии снега… Потрясающе хороша игра света и теней. Такие длинные тени на снегу можно увидеть только при уже появляющемся и еще быстро заходящем солнце в феврале-марте, когда весной не пахнет, но зима ощущается радостно-светлой, звенящей. Пейзажи на некоторых картинах Любови Буздуган по своему звучанию напоминают картины Поленова и Куинджи особой наполненностью тишиной и умиротворенностью.
Ее картины воздействуют на души смотрящих, гармонизируя и окрыляя их. В них преобладание разных оттенков зелени, желтизны, голубизны, я бы назвала их тональность летне-осенней. Во мне точно проснулись ностальгические чувства к живописи именно такого плана. И еще я заметила одну особенность картин Любови Буздуган они написаны как бы в объеме. Если хорошо всмотреться, то картина начинает оживать прямо у вас на глазах, точно при просмотре фильмов 3D. Вдруг хочется дотронуться до Иван-чая, почувствовать его запах, помчаться по освещенной солнцем тропинке, зачерпнуть рукой пенную воду порожистой реки или постоять в задумчивости над тихой заводью озера… Хорошо! Очень хорошо!
А когда ты еще знакомишься с художником, так сказать, тет-а-тет, то убеждаешься, что истоки его таланта в детство уходят.
Любовь Николаевна родилась 12 апреля 1938 года и всю свою трудовую деятельность посвятила работе художника-оформителя в разных организациях Мурманска, а картины писала только для души.
За свою жизнь Любовь Николаевна и библиотекарем поработала, и баянистом в клубе, выучившись с шестого класса на гармошке играть… Инспектором отдела культуры работала. Лекции читала, с выступлениями агитбригад по району разъезжала, лозунги писала, молнии, стен-газеты выпускала, а вечером садилась шить, чему ее мать обучила. Шила умело, мастерски, с фантазией, многие женщины шли к ней с заказами…
Мне интересно, а когда же к ней желание рисовать пришло? Оказалось, все в том же детстве. Вкус к жизни, цвету, свету воспитывался в ней с раннего детства. Молдавская деревенька, в которой Люба жила с родителями, находилась от школы в пятнадцати километрах, которые они с подружкой преодолевали каждые выходные, чтобы попасть домой. Преодолевали легко, с радостью. И частенько, когда не было попутной подводы, сокращая путь, шли напрямую по полям. И пешие прогулки никогда не надоедали, потому что и первое цветение было их, и первые фрукты… Подолгу она засматривалась то на ручеек, перегараживающий путь, весело устремляющий свои воды вдаль, то на ветки деревьев с их первыми зеленя, то на полевой цветок…
В ее детстве специальной бумаги для рисования не было, как, впрочем, и цветных карандашей, а потому в большинстве своем девочка рисовала на свободных листах своих школьных тетрадей. Однажды на уроке истории учительница, объясняя новую тему, обнаружила, что одна из учениц занята не тем чем надо. Любовь Николаевна смеется: «Очень интересная историчка была, с выраженным характерным профилем настоящей еврейки. И мне так захотелось этот профиль нарисовать, прямо руки чесались!» Учительница выставила ее за дверь, но после урока, внимательно вглядевшись в рисунок, наставительно заметила: «Тебе, Люба, рисовать учиться нужно, но только не на уроках истории».
В 1968 на Север приехала. Родственники останавливали: «Не смей, там медведи по улицам ходят!» Но она решилась. В Молдавии вся зелень давно пожухла, солнцем опаленная, только георгины и цвели. Собрав большую охапку их, она в возрасте 27 лет в августе с маленькой дочерью впервые вступила на Мурманскую землю. Еще когда летела, потрясена была просторами северными. В Молдавии каждый сантиметр земли потом садоводов и виноградарей пропитан, а здесь безлюдье, девственные, нетронутые леса, сопки цветущие… Вышли они с дочерью из самолета загорелые, в ярких платьях кимоно, босоножках, с пышными георгинами и попали под пушистый снег. Налюбоваться не могла, глядя, как он покрывает клумбы с редкими цветами, сочно-зеленую траву, тоненькие деревца… И, шагая по первому снегу, она, вся такая летняя, почти воздушная, влюбилась в эту землю раз и навсегда…
Сначала в гарнизонный Дом офицеров художником-оформителем устроилась, затем СМУ-3 треста «Спецстроймеханизация», а потом и на судоремонтный завод Мурманской судоверфи работать перешла, где параллельно с оформлением, картины писала. Загремевшая перестройка всю наглядную агитацию отменила. И вздохнула вольно Любовь Буздуган, появилась масса свободного времени. Загрунтовала щиты с лозунгами и принялась на них картины писать. Да заводские помещения не лозунгами оформлять, а картинами.
Первая персональная выставка ее в клубе «Судоремонтник» и состоялась. Положительные отзывы на дальнейшее творчество воодушевили. Пришло осознание, что работы ее востребованы, мурманчане с радостью приобретают их в свои частные коллекции. Правда, работа со временем на заводе стала тяготить, а потому доработав до пенсии, она сразу с завода ушла. С 1997 по 2001 поработала еще художником-оформителем в спортивной школе «Арктика», но затем и все. Сегодня на ее счету более 4000 холстов и более 20 персональных выставок. Теперь с писания украдкой она перешла в состояние вольного художника, творящего широко, много, ярко, точно восполняя утраченное время за все годы «плакатности».
Признается, что, когда пишет картину и что-то сразу не получается, откладывает ее, знает, подсказка придет: «Кто-то меня обязательно поправит. Писала однажды портрет, и область глаза никак не получалась. Отложила работу. А когда вновь взялась за нее, с кисти капля упала, оказавшись тем самым нужным пятном, которое я найти никак не могла. А иногда мне даже кажется, что по холсту не я пишу, а кто-то водит моей рукой. Всегда работу начинаю со слов «Господи, благослови», по окончании молитву благодарственную читаю, а иначе как?».
Она в духе Православия воспитывалась. Родители были людьми верующими, да и сама ни разу в жизни в вере не усомнилась. И есть у нее мечта начать писать русские православные храмы, которые привлекают ее не только своей красотой, но и загадочностью, глубиной, особым настроением и наполненностью чувств.
Так у художника-самоучки Любови Николаевны Буздуган главным учителем стала ПРИРОДА, в которой есть все, только нужно увидеть, услышать ее голос, почувствовать сердцем и она оживет.
Удивительно светлый, добрый, душевный человек Любовь Николаевна Буздуган! Многая и благая лета ей. Храни ее Господь.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.