Удивительно, но у меня точно после перенесённой культурной голодовки, появился вкус к принятию в себя живую классическую музыку и пение. Вот уже несколько лет подряд я испытывала в своей душе этот голод. Давно перестала смотреть концерты по телевизору в плоском изображении и плоском звучании, душа жаждала объема и живой энергетики. Сначала в Новосибирском театре оперы и балета это был Вечер зарубежного и русского романса, но к своему великому удивлению, я вдруг обнаружила, что пение далеко не всех мне понравилось, и даже тембры голосов не всех певцов оказались приятны мне.
«Князь Игорь» и «Тоска»
Зато была в восторге от оперы «Князь Игорь», музыка, которая жила во мне с детства. В годы моей юности и становления главным нашим информационным каналом было радио, по которому частенько звучала музыка из тех или других опер, исполнялись знаменитые партии… В Новосибирском «Князе Игоре» особенно понравились половецкие пляски и звучавшая тема Руси. Внутренне переживала, а что, если вдруг не пойму, не приму оперы, ведь до этого у меня было всего два прослушивания их: в студенческие годы в Ленинграде «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини и в 2008-м в республике Марий-эл оперы на марийском языке «Алдиар» в постановке Архиповой. И к радости обнаружила, что четыре часа в театре пролетели для меня как один миг. Прекрасные голоса, яркие красивые декорации, костюмы. Особенно впечатлило затмение солнца – черное с огненный полосой вокруг, которая на глазах разгоралась все ярче и ярче, так, что глазам было трудно вынести этот свет. Все было очень гармонично и, даже второй занавес, опускающийся, был «говорящим», на котором проецировались то слова из писаний, то лики святых, то всадник.
Но более всего меня в театре поразили зрители, множество молодых людей. У одной пары спросила, мол, в первый раз пришли? Они сказали, что нет. Ходят на каждый новый спектакль, надоели компьютеры, смартфоны, хочется живых эмоций и чувств.
Понравилось «Тоска» в исполнение Ирины Новиковой. Ее я отметила еще на вечере романса, она прекрасно исполнила тогда романс «Она была твоя». Но еще более понравилось, как пел Олег Видеман в роли Марио Каварадоси и Павел Янковский в роли Скариье. Опера исполнялась на итальянском языке с бегущей строкой перевода.
«Евгений Онегин»
На опере «Евгений Онегин» передо мной сидел парень с шеей, как Александринский столб и головой, как наковальня, поэтому всю оперу пришлось крутиться то в одну, то в другую сторону. Чарующая музыка великого Петра Ильича Чайковского захватывает на спектакле сразу и уже не отпускает, пока не прозвучит последний аккорд. С первого появления очаровывает своим жизнелюбием Ольга – актриса Мария Белокурская и светлый, чистый в своих побуждениях и влюбленности Ленский – Иван Гынгазов (отметила этого певца с Вечера романса и затем следила за ним в других актерских ролях: в сыне князя Игоря – Владимире, в «Травиате» в роли Жозефа). Всё в нем понравилось. И голос в душу проникающий своей чистотой, и живость в поведении, и даже его задетое самолюбие и оскорбленные чувства… Татьяна – Ирина Новикова в первой картине чуть раздражала своим занудством, затем как-то все наладилось, певица смогла влюбить в свой образ, свою девичью душевную трепетность, а в конце – женскую неприступность и гордость. Понравился князь Гремин, прекрасно актером Алексеем Лаушкиным исполнена его партия «Любви все возрасты покорны». Этим своим откровенным признанием Онегину он оказывается на голову его выше, чище и душевнее. Перед нами благороднейший человек и любящий муж. Роман Пушкина в музыке Чайковского мне увиделся вдруг совсем по-другому, чем, когда изучался в школе. Там Ленский был второстепенным героем, а здесь – Свет оперы! И поняла, почему певцы так стремятся получить роль именно Ленского, а не Онегина, потому что в ней богатство различных оттенков как душевных, так и голосовых, музыкальных.
И совершенно другим, чем в школьные годы увиделся Онегин. Роль эту Павел Янковский исполнял великолепно. Он всё сделал, чтобы зритель увидел всю бездуховность, всю скудость души этого человека, может потому Чайковский для него ни одной красивой партии и не написал. Человек, сначала предавший душевные чувства друга, затем походя убивший его, презревший своим невниманием чистый порыв влюблённого девичьего сердца, оказывается пустым и никчемным. И на балу у князя Гремина, где тот представляет его своим другом, вновь готов презреть чувства хозяина дома и покуситься теперь уже на его жену. Онегина ничего не останавливает, чтобы совершить ещё одно предательство, перешагнуть через товарищеские чувства и вновь заставить страдать всё ещё любящую его женщину… И сколько этих Онегиных проходят по судьбам людей, отирая о них ноги в нашей сегодняшней уже действительности, не сосчитать…
И захотелось перечитать Пушкина…
«Травиата»
И ещё одна опера, которую мы смотрели уже втроем с Натальей и Андреем – «Травиата». Признаюсь честно, смотрела её менее внимательно, находясь в переживаниях за дочь – комфортно ли она себя после операции на ней чувствует. Музыка Джузеппе Верди была знакома, но в новосибирском театре оперы и балета пение исполнялась на языке оригинала – итальянском. Понравилось, как было решено сценическое художественное пространство – без особых излишеств. Характер сцен задавали огромные крутящиеся кубы. Золотой зеркальный – роскошь, блеск, мишура – в таком состоянии души у себя в салоне в окружении лёгких, беззаботных людей пребывает героиня спектакля Виолетта – Ирина Новикова вначале. Поворачиваются кубы, и сцена расцветает атмосферой весны – чистой и большой любовью. Далее Альфред Жермон (Владимир Кучин) страдает от любви на фоне приглушённых бело-матовых тонов… Разрушает идиллию отец Альфреда Жорж Жермон – в прекрасном исполнении Романа Бурденко. И конец оперы Валерия, умирая, уплывает на гондоле в золото света. Удивительно красиво и грустно…
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель
Свежие комментарии