+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(2)

или видения на концерте органной музыки

Первые аккорды органной музыки в Полоцком Софийском соборе в 2013 году наполнили мое существо звучанием. Каждая клеточка моего тела ликовала, напитываясь музыкальным кислородом, который собирался из разных звуков. То это были побеги растений в пору их зачатия, дающие силу тоненьким, нежным стебелькам пробивать толстые слои почв и устремляться к солнцу, свету, шуму полей с созревающей рожью-пшеницей. То в звуках явно чувствовался ветер, без устали носившийся над полями и их просторами. Шелест спелых колосьев, напитанных живительным солнечным светом; частая барабанная дробь дождей, питающих корни растений своей влагой… Мощная органная сила устремляла всё мое существо ввысь, пронзая Космос и временные пространства, показывая картины прошлого полоцкой земли в сюжетах и лицах. И я, уносимая необыкновенным наполнением звуков, уже парила над залом, проникала в органные толстые трубы, скатываясь по ним точно по перилам винтовой лестницы, но только до момента, пока не вылетала оттуда, точно пробка из бутылки шампанского, выбитая сильнейшими мажорными аккордами. И вновь парила, перелетая то в одно, то в другое временное пространство, из одного века в другой. Это было потрясающее, удивительное путешествие музыкального полета, никогда ранее не испытываемое мною! Полета мажорности и торжества!

Дитрих Букстехуде. Прелюдия и фуга соль минор

С первыми аккордами этой Прелюдии передо мной раскрылось небо, на котором ходили ходуном-клубились тучи. И пробивающийся через них Божественный свет, посылаемый Господом на людей, как благословение свыше. А люди стояли на большой поляне и протягивали к этому свету руки свои.
На второй части Прелюдии я попала на торжественную службу в этом же Софийском соборе в Полоцке. На службу, собравшую множество людей и священников в праздничных одеждах и даже самого епископа. Это была не просто служба, это было освящение собора. Всё и вся окроплением святой водой освящалось здесь и люди, и здание…

Джулио Каччини. Авве Мария

Поле. Простор на многие версты. На конях скачут два всадника княжеского рода в красивых одеждах. Он и Она. Скачут долго, окрыленные полетом свободы. В какие-то моменты, казалось, что они сливаются в единое целое с небом и землей, растворяются в них, наполненные сильнейшей энергией света и любви. Видение меняется, как меняется характер музыки, и внутреннее зрение выхватывает других всадников, олицетворяющих погоню и зло. Со свистом, с туго натянутой тетивы, срывается стрела и, сокращая расстояние спутников и погони, смертоносным жалом вонзается в спину девушки, которая, теряя силы, летит с лошади за землю. Парень, резко поворачивает свою лошадь к ней, кидается к любимой, отчаянно крича: «Бранка, Бранка, не умирай», но девушка, шепча слова любви, умирает на его руках. Он прижимает ее к себе со словами: «Бранка… Бранка… Любимая…».
Настигшие их враги хватают его за руки и волокут к коню…
Подземелье. Но парень не угнетен, всё его существо устремлено к встрече с любимой. И вот оно лобное место на площади, где его колесуют. Однако физическая боль вызывает на измученном бескровном лице юноши подобие улыбки. Он уже не здесь, его наполненная радостью воссоединения с Бранкой душа, спешит на встречу любимой…

Бах. Токката и фуга для органа ре минор

На токкате Баха в видении возникла крестьянская хата, плетень. Из хаты выходит девушка. Она ходит по двору, устремив взгляд вдаль на рощи, поля, холмы, перелески. Ждёт… ждёт… С крынкой молока из хаты выходит мать, подносит молоко девушке и просит её испить, но та отказывается. Она вся наполнена ожиданием. Вдруг её лицо освящается улыбкой, она видит силуэт долгожданного всадника. Увидела его и мать и её морщинистое лицо озаряется светом радости. Молодая женка бросается навстречу всаднику. Он спешивается, обнимает жену и так они, тесно прижавшись друг к другу, подходят к матери. Мать, раскинув в стороны руки, кидается к сыну в объятья. Так в объятиях втроем они и стоят несколько минут.
Видение меняется. В зыбке новорожденный младенец и счастливые над ним лица отца и матери… Затем мужчина вновь начинает куда-то собираться. Скачет на коне, а его жена с матерью посылают ему вслед свои благословения и любовь.

Бах. Прелюдия и фуга №12

Через поля виднеется старинная крепость, на площади которой собралось множество людей разных сословий. В центре на возвышенности стоит человек, которого выбирают в князья. Чувствуется, что часть знати настроена против будущего правителя. Они ведут себя агрессивно, выкрикивая что-то в адрес избираемого князя. Среди людей возникает шум, который точно волны начинает перекатываться от одного края площади к другому.
Претендент на княжеский престол, идёт по каменному замку с епископом, раздраженно говоря: «Я буду князем этой земли, как бы некоторые выскочки и не хотели этого, и вы мне в этом, отче, должны помочь»…

А. Короткина. Колокола Вестмистерского аббатства

Эта музыка вновь открыла мне поле и простор, пасущихся коров и пастушка. По мосту через широкий водяной ров из ворот замка, выходят два трубача. Из каких-то длинных то ли труб, то ли рогов начинают извлекать звуки, созывая в замок людей с ближайших деревень.
К мосту с разных сторон начинают подтягиваться люди. Ворота замка широко распахнуты и люди, проходя мост, идут к главной площади. Они идут, идут, идут…
………………………..
Эти видения появились у меня в Полоцком Софийском соборе, когда я в 2013 году ездила в Белоруссию и слушала там органную музыку. Я чувствовала, что все они связаны с этой землей и белорусами, но совершенно не зная истории этой страны, мне их не с чем было сравнить. Всё происходило на уровне подсознания, эмоций и чувств. Звучание органа до мурашек заполняло каждую клеточку моего тела, захватило меня, потрясало всё моё существо. Я впервые в живую слушала органную музыку, может потому и возникали подобные видения.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.