+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(1)

Идем мы в это лето с подругой по Ревде и слышим, как два небольших пацаненка, кричат: «Бабушки, бабушки…» Я в недоумении оборачиваюсь, так как поблизости других «бабушек» не наблюдаю, и говорю: «Какие мы вам бабушки, мы вообще-то девушки…». Мальчишки остаются в растерянности стоять, а мы дальше идем. Подруга поддерживает меня: «Правильно, какие мы им бабушки?! Это мы своим внукам бабушки, а остальным – девушки». А все потому, что внутри мы не ощущаем себя бабушками. Люди творчества внутренне вообще живут без какого-то определенного возраста. Да, номинально я бабушка, но внутри себя только девушка. Хотя другая моя подруга, говорит, что если тебе 60, то ты не только выглядеть должна соответственно своему возрасту, но и ощущать в себе эти лета. А что, если я не ощущаю их, и в ближайшие годы не собираюсь их ощущать, мне что по ее принципу начать стариться с сегодняшнего дня. Моей маме исполнилось 87 лет, и её главными словами являются «сбегала» «быстренько приготовила», «с утра упражнения сделала, ноги позадирала», «а что ты хочешь – я же дама как-никак, должна в форме быть…», хотя сама еле с одного угла комнаты в другой точно уточка переваливается, но внутренне ощущает себя молодой. И замечательно!
Все это к слову, а речь пойдет о женском таинстве, магнетизме, тайнодействии, преображении, о том, на что способна каждая из нас в каком бы возрасте она ни была. Речь пойдет о том, как нас может преобразить одежда, которую мы надеваем, а точнее народный костюм. Кто-то его уже сделал своей повседневной одеждой, как, например, девушки и женщины Новгородского Центра музыкальных древностей им. В. И. Поветкина или мастер высокого класса и знаний по народному русскому костюму Валентина Лисина с дочерью Ириной… А кто-то начинает преображать себя, наряжаясь в национальный костюм своего народа на праздники и выступления, или на фотосессии.
Вы вправе спросить, а сама-то я ношу ли национальный костюм? Еще лет пятнадцать назад я даже юбки редко надевала, но однажды, попав на индийскую выставку, купила платье себе, с тех пор дома только в них и хожу. А когда познакомилась с Валентиной Лисиной и по ее раскрою сшила себе три русских рубахи, почувствовала их частью себя. Бывает, летом и в люди надеваю без всякого стеснения. Что же касается саамского костюма, есть у меня и сарафан, сшитый в самом конце девяностых, и саамская рубаха (крой русской рубахи), узор на которой бисером расшивала сама. Почему крой русской рубахи? Ну, во-первых, я двунациональна: отец помор, а значит русский, мама – саами; а во вторых – именно в таком крое мне комфортно. Часто на свои выступления я надеваю и тунику в саамских цветах, сшитую моей портнихой Ириной Симоненко. Так что, не быстро, но я прихожу к осознанию нужности народного костюма в своей жизни, что меня радует.
А подняла я эту тему сразу после моей поездки в Полярные Зори, когда увидела летние пальто из почти столетней домотканой материи по проекту Валентины Лисиной, сшитые участницами «Русского проекта». Несколько месяцев они творили эту красоту своими руками, расшивая, украшая свои пальто, вывязывая для них кружева, и теперь могли продемонстрировать мне. Причем, каждое пальто было разработано Валентиной для участниц проекта в соответствии с их фигурой, индивидуальностью, уровнем мастерства. Одна призналась, что этим летом в прохладную погоду, надевала пальто в Москве, где каждый второй хотел с ней сфотографироваться и потрогать это чудо ручной работы. Девушки в этих пальто были очаровательны, скинув два десятка лет, выглядели настоящими дамами бальзаковского возраста. А так как я делала их фото, то видела взгляды, идущие изнутри, из глубины себя, загадочные улыбки, осанку, стать, русской красавицы.
Мне радостно осознавать, что интерес к народным традициям в последние годы возрос. Женщины вдруг почувствовали себя в народном костюме не просто преображающимися красавицами, а защищенными извне. Ведь именно в народном костюме, как ни в каком другом имеется столько зашифрованных оберегов, символов, знаков. Это и цвет, и узор на запястьях, плечах, подоле, горловине. Головные уборы со своей символикой и защитой, пояса. Пояс – обязательная и очень важная деталь костюма – оберег, талисман энергетического центра тела человека. А были и пуговицы, которые несла в себе роль оберега и достигали порой размера куриного яйца. Делалась из злата-серебра, украшалась хрусталем, жемчугом, плелась из канители, других подручных материалов, исходя из фантазии мастера.
Если посмотреть на живописные портреты женщин в нарядах разных эпох, через взгляд художников мы почувствуем их особую энергетику, наполненность светом, любовью к себе и к миру. И для сравнения, другие фото, популяризирующие сегодняшнюю одежду. Что ранее прикрывалось, особо оберегалось, сегодня выставлено напоказ. Так о каком физическом и тем более духовном здоровье можно вести речь? Но, это так, к слову, я же веду разговор о нашем времени и национальных костюмах или, по крайней мере, стилизованных под национальные.
Чтобы что-то преобразить в себе женщине порой требуется вся жизнь, а бывает, преображение происходит только от мысли, взгляда, от простого ощущения себя женщиной. Если женщина наполнена любовью, она птица, парящая в поднебесье, воздух для нее жизнь. Такую женщину ощущаешь за версту и неважно, в кого она влюблена – в мужчину или в жизнь, это чувство любви окрыляет ее, вдохновляет на новые краски и открытия. И, если кто-то скажет, что хорошо говорить тем, у кого есть муж, то они будут не правы, потому как чувство это нужно искать не в партнере, а в самой себе, чувство любви есть в каждой женщине, но не каждой удается его открыть. Источник любви, когда ты насыщен ее энергией, вибрациями передает даже просто взгляд, считывающийся с фотографий.
Как выясняется, в поиске источника любви, огромную роль играет именно народный костюм или даже элементы его, особый «украс» составляющий народные орнаменты, идущие из глубины веков, с древности, где каждый символ имеет свое значение, отражает законы мироздания. Это своего рода идеографическое письмо смотрящим. И даже если мы сегодня не владеем информацией символов, зашифрованных в национальной вышивке, подсознательно она притягивает наш взгляд, потому как чаще всего элементы вышивки состоят из сакральных чисел: тройки – образа Божественной Троицы, четверки – целостности мира, пятерки – равновесия, семерки – символа гармонии… И все эти числа являются счастливыми, потому как имеют мощное сакральное значение в традиционном национальном костюме любого народа.
В человеке, одетом в такой костюм, чувствуется не просто мощнейшая энергетика, но и национальный дух. У меня есть два примера, когда я этот дух ощутила при первом знакомстве, правда ими были мужчины, что тем более ценно. Новгородцы – Дмитрий Михайлович Балашов – писатель, создатель серии романов о государях московских и Владимир Иванович Поветким, ученый, археолог, музыкант, чьими именами в Новгороде названы библиотека и Центр музыкальных древностей. Какое средоточие духовной культуры исходило от них! Писатель и музыкант сумели ценные зерна многовековой культуры русского народа переплавить в свой литературный и музыкальный процесс. Сделать творчество свое высокодуховным и неповторимым.
По костюму, вышивке можно было судить о возрасте, семейном положении, социальном статусе, деятельности владельца, узнать, откуда этот человек. А в каких-то вышивках информации заложена о целом роде того, кто подобный костюм носил, обычаях, праздниках, драмах.
Особую роль здесь играл и цвет. Белый – свет, праздник; красный – жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; цвет охры – земля; голубой, серый – надежда, синий, черный – тьма, горе. Но у некоторых народов, по крайней мере, саамов и индусов траурным цветом считается – белый. Черный саамам, как траурный, принесли поморы. Желтый у саамов олицетворяет солнце, голубой – небо, синий – воду. Если поглубже копнуть, символику цвета можно найти в вышивках и других народов.
А магия мастериц, создающих ткань для будущего национального костюма, во всяком случае, русского точно, заключалась еще и в том, что по пятницам такие ткани не ткались. Да собственно, и все уязвимые места в костюме от сглаза, обстрачивались красным цветом, закрывались вышивочным орнаментом со специальными магическими символами, чтобы ни одна худая мысль, скверна, не нашли бы щель, через которую можно проникнуть и навредить хозяйке или хозяину этого костюма. Отсюда и юбки в пол, пояса, расшитые оплечья, одним словом – защита.
Вот почему генетическая память заставляет нас обращать свое внимание на людей в национальных костюмах, а тех, кто носит их, ощущать знания своего рода. Мы подсознательно тянемся к своим родам, впитывая тайну поколений. И именно женщина призвана сохранять духовные ценности семьи, целостное благополучие рода, воспитывать духовность в своих детях, передавать им тайны одежды своих народов. И если такая женщина из обычной современной проходит путь преображения, то в ней начинают просыпаться знания тонкого мира. Она может начать лечить, предугадывать события грядущих дней, тайнодействовать…
А потому, дорогие мои девушки, женщины, бабушки, не бойтесь преображать себя, украшайте, наполняйте себя любовью, знаниями родов своих, и не ради кого-то, а ради самих себя, ради своего духовного становления.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.