+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(1)

В октябре 1957 на станцию Апатиты Мурманской области на Кировскую ГРЭС приехал работать Николай Михайлович Морозов, в последствии Народный художник России (1929 г.р.). В своих воспоминаниях он пишет, что электростанция Кировская ГРЭС только имела одно название, а на самом деле это было пустынное место в Хибинах, где стояли металлические сваи, забитые в землю, представляющие из себя голый обгоревший лес, затерявшийся в больших массивах гор…
Таким представился Кольский край молодому художнику с Донбасса. В 1959-м Николай переезжает в Мурманск и всецело отдается искусству. Он пишет, что тогда в 1959 году коллектив художников здесь был еще очень слаб, как в организации, так и в творчестве, но, не смотря на это, он старался объединить талантливых ребят, часто выезжал на несколько дней на этюды, беря кого-то из учеников. Это были поездки по Кольскому полуострову: в Колу, Ковду, Варзугу появились первые этюды и картины с видами церквей. Вдова художника Нина Степановна вспоминала, что когда он ездил на натуру в Колу писать Благовещенский храм, потому как в Мурманске тогда церквей еще не было, над ним многие смеялись. Да и художников настоящих тогда не было. В основном работали только художники-оформители. И в 1967 появилась картина Морозова «Кола» с Благовещенским храмом, правда без креста.
Художник не мог оставаться равнодушным к духовности края, потому как его родители были людьми православными, мать до самой смерти в церковь ходила, в Бога верила, да и маленького Колю с собой за несколько верст от Данбаса в храмы водила. Может, потому в зрелом возрасте храмы и притягивали к себе Николая Михайловича. Много раз он писал церковь в Ковде и маслом, и акварелью, она так красиво там расположена, что постоянно тянула его к себе. Приезжал на несколько дней, и останавливался у одной и той же старушки, которой между делом и воду носил, и дрова колол. Теперь его самые лучшие картины Ковдской церкви находятся в частных коллекциях или в музее. Любили художники и в Варзугу на этюды выезжать, Успенскую церковь писать, понапишут картин, а затем прямо там на каком-нибудь доме выставку местным жителям устраивают. Есть в коллекции Морозова и две картины с Кижей. Одна маленькая (1972), прямо в Кижах написана, большую уже по этюдам писал. Обычно мастер над своими полотнами быстро работал, только одно полотно «Красная площадь» с храмом Василия Блаженного в центре писалась им с 1971 по 1989 год. А еще у него немало храмов Мало-Ярославца написано и Нового Ваалама, что в Финляндии находится. Новый Валам это особый разговор. Туда Марозова с женой в 1992 пригласили с выставкой картин. В 30-е годы, когда в России храмы уничтожали, сто монахов в Финляндию подались. Создали там свою общину, церковь православную поставили… Вот там Морозовы две недели и жили, и Николай Михайлович работал не покладая рук. Семь картин храму подарил.
В мастерской художника, где после смерти мужа писала теперь уже картины Нина Степановна, можно было увидеть: «Кирилло-Белозерский монастырь», «Голубые купола», «Храм Мало-Ярославца», «Нижний Новгород. Слобода», «Церковь на Нерли», другие.
Нина Степановна после смерти мужа выжила только тем, что ежедневно ходила в мастерскую и с утра до позднего вечера тоже писала картины. Правда больше букеты с цветами, которые у нее бесподобные, хорошо получаются и природные уголки. Прекрасно рисуют и обе дочери Морозова, одна окончила художественное училище в Москве и преподает в художественной школе в Калужской области, получила звание Заслуженного работника культуры.
У меня тоже есть картины мастера, и букеты Нины Степановны, чему я очень рада.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.