+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(3)

Имя Татьяны Шороховой, мурманской художницы я впервые услышала от Виталия Семеновича Маслова, секретаря мурманской писательской организации еще в 90-х годах. Он искренне восхищался ею, рассказывая, что это именно она явилась художником обложки первой книги на саамском языке «Ялла» Октябрины Вороновой и автором эмблемы первого Праздника славянской письменности и культуры в Мурманске (1986). Слышала о ней много, мечтала познакомиться, но все как-то не получалось. А впервые увиделась у памятника Кириллу и Мефодию в День славянской письменности и культуры 24 мая 2002 года. В первый праздник, проводимый без его основателя Виталия Маслова, и последний для Викдана Синицына, чего тогда еще никто из нас не знал. Точно это роковое обстоятельство должно было быть чем-то освященным, и свет этот в душу мою внесла именно Татьяна. Она скромно подошла к писателям поздоровалась, представилась тем, кто еще не знал ее. И я удивилась, увидев перед собой небольшого росточка женщину, которую и женщиной-то называть язык как-то не поворачивался, скорее она походила на взрослую девочку, смущающуюся от повышенного внимания к ней. В ее облике было что-то хрупкое, ускользающее но, не смотря на это точно временной гранью связующее уже прошлое (Октябрину и Маслова) с еще пока настоящим (Викданом).
Танюша оказалась девушкой вологодской, родилась в Кириллове 9 июля 1952 года. Может, поэтому в ее творчестве так ярко представлена Русь. Искусство Татьяны многогранно: например, кружевная роспись пасхальных яиц, которая передалась ей по наследству от бабушки, слывшей на Вологодчине мастерицей кружевного плетения. «Ты катисе, яичко, да ко думе Господней! Дай ты людям защиты и добра дай и спасу» подобные присказки Татьяна пишет на своих расписных и пасхальных открытках.
В средние века люди воспринимали яйцо как символ мироздания, где скорлупа олицетворяла землю, тонкая мембрана – воздух, белок – воду, желток – огонь. А в целом яйцо – символ жизни и смерти, потому издревле и принято на Пасху яйца раскрашивать, да расписывать.
Татьяна говорит, что расписные яйца каждый год у нее получаются разными и по использованию красок, и по настроению. А началось это ее творчество давно, сразу после окончания Ярославского художественного училища, хотя нет, сначала она оборачивала их цветными нитками, получая «мраморный» эффект, или в виде трафарета прикрепляла на яйца листочки петрушки и укропа. А позже обычные куриные яйца стала и расписывать. Отварит в луковой шелухе, а затем на яйцо красками или маркером узор наклады-вает. В умелых руках художницы те – в яркие сакральные обереги превращаются. А как иначе, разве подобное пасхальное яйцо ты станешь есть? Конечно, нет, в Светлое воскресенье ты его рядом с иконой у свечи поставишь.
Расписывает Татьяна на Пасху яйца и по дереву, они и размером меньше и краску на них кладет акриловую. Тематика росписи – Кольские православные храмы. И получаются ее крашенки двухсторонними: с одной – храм, с другой – цветочная вязь. И тона на них появляются уже более холодные, близкие нашему Северу сине-голубые тона.
И свои открытки Татьяна не просто рисует – получаются они настоящими маленькими шедеврами ее художественного творчества, где помимо красок используются кусочки тюля, блестки, ткань, мишура. И каждый раз, получая в дар подобные подарунчики от нее, я радуюсь: ведь в них запечатлена часть души художника, добрая энергия.
В 2005 году мне в Мурманске делали операцию, и Танюша, навещая меня в больнице, в каждый свой приход обязательно приносила мой новый шедевральный портретик, запечатлевая меня веселой саамской девчушкой на фоне тундры. В моей коллекции рисованных ею открыток много: это и символы Нового года, парящие птицы, смешные кошарики, композиции, посвященные 10-летию Музея саамской литературы и письменности им. Октябрины Вороновой. Ее рука легка и порывиста…
А какие невероятно красивые сказочные птицы живут на ее художественных «полотнах»! О них в своем творчестве Татьяна говорит так: «Птицы это крылья, а крылья – это свобода». А в своем интервью на выставке «Верный компас» в Мурманском краеведческом музее она написала, что любит все живое, но больше всего птиц! У нее проходили целые выставки рисованных птиц. Подарила она и мне «Птицу-тундры» из последних своих работ на виниловых пластинках. А вообще у меня дома несколько ее оригинальных творений. Татьяна щедра на подарки. Свое духовное возрождение несет она из вологодского чистого детства. Может поэтому, смотрящих на ее шедевры людей, завораживает сказочный мир ее картин, мир фантазии, снежных вихрей, листьев, бабочек. Бабочки и листья еще одна любимая тема Татьяны, которые перепархивают меняя формы и окраски из рисунка в рисунок, точно подхваченные легким дуновением ветерка. В ее работах вы не увидите монументальности и реализма, напора и экспрессии – это мечтания художницы, грезы во сне и наяву, полеты в мир сказки и фантазии, где все пронизано безмятежностью и радостью, улыбкой и игрой солнечных зайчиков, детским смехом и звоном колокольчиков… Да, да я не ошиблась, все работы у Татьяны имеют свои звуки. То это шорох падающих листьев осени, то негромкий звон хрустальных снежинок, в вихряных морозных порывах, то нежные мелодии скрипки… И все это движется, парит, летает по спиралям времени и пространства…
Может оттого, что и фамилию она носит не слишком распространенную Шо-ро-хо-ва, считает шорох – пространством, в котором живут ее необыкновенно легкие, оригинальные образы ангелов, птиц, кошек, рыб, бабочек… На одной из своих выставок она взяла эпиграфом слова любимого писателя Владимира Набокова: «Мы только шорох в старых парках, мы только птицы, мы живем, в очарованьи пятен ярких в чередованьи звуковом».
Иногда она мне представляется сказочной дюймовочкой, прилетевшей на крыле одной из своих птиц или бабочек. Забегаю в ее Детский театральный центр на минуту, когда она там работала, я оставалась у нее на час и больше, так она умеет согреть твою душу ласковой улыбкой и добрым словом. Люблю ее, очень люблю…
Нравятся мне и ее картины, ставшие уже своеобразной классикой в ее творчестве – это «Рыба – День», «Рыба – Ночь», «Мур-манчанка» и вообще все ее пышно-кружевные кошки в голубых тонах. Есть у нее и свой «Синий квадрат», скорее всего навеянный синевой озер и сопок, синевой неба и снега в полярную синюю ночь. Это гораздо выше лучше «Черного квадрата» Малевича, который я совершенно не воспринимаю ни как картину, ни как искусство, подобным образом можно нарисовать любую геометрическую фигуру и кричать о ее неповторимости, а на деле – это просто провал в черноту. Считаю, что черный цвет уместен только как фон или для еще большего высвечивания любого другого цвета, делая тем самым цвет сочнее и ярче. Ведь в природе черного цвета практически не существует. Синий Татьянин зовет на творчество, будоражит фантазию, навевает легкую грусть.
Как-то услышала передачу с художником Шиловым, картины которого также очень люблю, и вопрос ведущего к нему о «Черном квадрате» Малевича. Тут же вся превратилась в слух, в ожидании, что скажет художник? И с радостью услышала подтверждение своим мыслям. Шилов назвал его ничем иным, как подделкой в искусстве. А постоянное муссирование «Квадрата» в СМИ делается специально, чтобы обесценить, принизить значение настоящих шедевров искусства. Идет явная подмена ценностей. И очень важно, чтобы в нашей жизни творили художники подобные Татьяне Шороховой.
Мир ее картин добрый, теплый, золотисто-солнечный, воздушный, тончайше-хрупкий…
Она любит экспериментировать, ее производство всегда безотходно, в дело идут фантики, остатки засохшей краски, лоскутки, тюль, что совершенно не нарушает целостного восприятия ею мира. Да она и сама признается, что главное для нее в работе: «свежесть, новизна, разнообразие, импровизация».
А так как работала в Детском театральном центре, оформляла спектакли, то в ее работах присутствовал цирк, маски, клоуны… Яркость красок, россыпь золотых и серебряных брызг. И от этого картины ее начинают звучать заразительным смехом счастливой детворы.
Но и это не все ее увлечения. Любит посидеть за созданием глиняной игрушки. Собрала целую коллекцию свистулек, не только покупных, но и самолично сделанных.
Отдельная тема художницы – Пушкин! Замечательно о Лукоморье Пушкина в Татьянином исполнении написала Виктория Некрасова: «У лукоморья стоит «дуб зеленый», опоясанный золотой цепью. С ветвей смотрят на вас прохладные глаза русалок. Как и положено сказочным девам, хвосты у них рыбьи, сами русалки утопают в зыбком лилово-зеленоватом мареве. Ну а кот явно не сказочный. Огромный котище дымчатой масти с умильной физиономией и лукаво прищуренными глазами, похоже, большой плут. Такого не заставишь ходить направо-налево. Вероятно, лукавый кот и «песнь заводит», и «сказку говорит» только по своему усмотрению.
Пушкинские персонажи выписаны Шороховой любовно и тщательно, особенно женские образы – царевны, царицы, русские красавицы, девушки в кокошниках, усыпанных жемчугом, деревенские бабы за прялками. Затейливость форм, филигранно отточенный рисунок придают композициям особое очарование.
В работах, выполненных пером и тушью, Татьяна Шорохова отдала дань теме вдохновения поэта. Молодой Пушкин за письменным столом. Гусиное перо пока отложено. Но рифмы так и рвутся на свет Божий… А вот знакомый силуэт в черном сюртуке, с цилиндром и тростью. Поэт на крыльях воспарил над землей – пришло вдохновение. В графике автора привлекает не только изящество, но и подчас озорство: крылатый поэт неожиданно столкнулся с крылатым Пегасом. Оба остановились в растерянности».
Работы Татьяны Шороховой есть в частных коллекциях Норвегии, Франции, Болгарии, США. Ее творчество в 2008 году по проекту «За верность призванию» администрацией областного центра было оценено в номинации «За кулисами», а в 2010-м она стала лауреатом премии губернатора «За сохранение и развитие культуры в Мурманской области».
Как руководитель Славянского хода-2006, посвященного 70-летию поэта Николая Рубцова и Ушаковского хода-2007 под Андреевским флагом, я не могу не отметить, ее оригинальное оформление подарочных сувенирных тарелок и эмблем в сине-голубых и золотистых тонах, на малом пространстве которых художница сумела отразить и историю края, и его главные приоритеты.
Выступает Татьяна и как художник иллюстратор сборников стихов поэтов: Октябрины Вороновой, Николая Колычева, Татьяны Агаповой, альманаха «Площадь первоучителей», других. Проиллюстрировала и мою детскую книжку «Приключения мышонка Быстрые лапки», которые в ее рисунках получились солнечно-морошковыми, то, какой я всегда ощущаю себя внутри. Сделала обложку к рассказам «Хлебные горбушки». Мне так нравятся ее легкие, парящие линии, быстрота мысли. Она не старается четко и точно выписывать фактуры, а только намеки на нее, что и придает ее рисункам в книгах некую загадочность и незавершенность. Глядя на ее рисунки, хочется мечтать, фантазировать, уноситься мыслями в детство чистое и безоблачное…
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.