+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
3.3
(3)

О словах и эмоциях ненецко-хантыйского поэта Юрия Вэллы

Увидев Юрия Вэллу, поэта и писателя наполовину ненца, наполовину ханты, почему-то сразу отметила для себя, что этот человек похож на закатное осеннее солнце. Сначала наблюдала за ним со стороны, но затем решила познакомиться лично. Приветливая улыбка, глубокий внимательный взгляд. В своем сборнике стихов «Поговори со мной» Юрий вместо обычной надписи подарил мне рисунок, объяснив нарисованное так: «Твой чум, мой чум, ты чай кипятишь, меня в гости к себе ждёшь. Я пришёл и уютно устроился у твоего очага». Этот своеобразный автограф, на подаренной мне книге похож на его стихи:

У меня на ладони просыпается солнце.
У меня на ладони птицы песни поют.
У меня на ладони дождик пляшет, смеется.
Журавли за деревню на болото зовут… (Утро)

Смотрела на Вэллу и почему-то вспоминала эвенкийского поэта и писателя Алитета Немтушкина и ненецкого поэта Василия Ледкова, что-то было в них общее, может отпечаток мудрости своих народов, своих родов, а может литературно-национальное братство. Творчество Вэллы новосибирский профессор М. Мельников назвал «своеобразным слепком» народной души ненецкого фольклора, называя его по-детски светлым, наивным, ранимым и одновременно по-стариковски мудрым. А Алла Цукор в предисловии книги сравнила его творчество с «небесной гармонией», «согласием мужского и женского начал», «совершенной любовью». Она писала, что его стихи завораживают светом-чувств и независимостью мысли. Она на фоне накатанного привычно-рифмованного, литературно-выверенного стихосложения, выглядят не такими уж «окончательными»:

– Когда два хороших
И любящих друг друга человека
Ссорятся,
Мой разум говорит –
Такова жизнь,
А сердце кричит –
Больно!
Оно успело полюбить вас…
Позавчера ты мне
Не написал ни строчки.
Неужели ты все сказал мне,
И этот разговор
Тебе уже неинтересен?..
Вчера был день великого полета,
После которого,
Казалось,
Невозможно опуститься на землю,
Где есть место обидам,
Недомолвкам и ссорам,
Которые надежнее любого груза
Удерживают у земли…
Но я, увы, ошиблась…

На семинаре поэтов финно-угорского конгресса своё выступление Юрий Вэлла, построил необычным образом, рассказывая о состоянии опьянения: когда одному хочется кричать, бить себя в грудь; другому спрятаться за товарища, как трусливому зайцу; третьему, наоборот, кому-нибудь в морду дать… Свой момент творчества Вэлла и сравнил с подобным состоянием опьянения, без применения какого либо спиртного напитка. Он говорил, что эмоции имеют свойство влиять на человека, на его организм: менять настроение, состояние духа. Ведь СЛОВО и ЭМОЦИИ – безграничны, но далеко не все умеют передать их на бумагу. Найти такие подходящие слова для передачи подобного состояния, чтобы они были понятны другим – в этом и заключается талант мастера.
Почему Юрий Вэлла называет подобное состояние опьяняющим? Потому, что ему кажется слово «вдохновение» полностью не раскрывает этого состояния. Ведь вдохновение всегда со знаком плюс, а то состояние, в которое впадает поэт бывает одинаково и со знаком плюс, и со знаком – минус, потому что в этом состоянии он выходит за рамки дозволенного, нравственного и безнравственного. Он может одновременно говорить и о том, и о другом, и ему кажется, что так и должно быть. Это дает возможность выплеснуть всё. Это уже потом он садится за стол и начинает приводить в порядок написанное…
И вдруг он заговорил о любви: «Я люблю тебя», но, сколько лжи кроется в этих словах. «Нет же, я люблю тебя, люблю, люблю…» Но вам скучно слышать эти признания, вы разворачиваетесь и уходите. Задача писателя и состоит в том, чтобы найти те слова, которые убедят читателя в правдивости их значения. И провел эксперимент: предложил всем тем, кто слушал его, написать о любви, не произнося это слово. Мне это его предложение было очень близко и знакомо. Работая над романом «Письма в школьных тетрадках…» я тоже задалась идеей написать о любви, не применяя этого слова. В Юрий Вэлла предлагал уже написать о Родине, не произнося слова «Родина». Нет, Вэлла не призывал совсем отказываться от этих слов, он призывал искать состояние, оттенки чувств, которые выражают эти слова. И привел в пример слово «ненавижу». Если человек начнет его кому-то говорить «ненавижу» два-три-десять раз, человек ему просто рассмеется в ответ, и станет плохо только говорящему, потому как энергетика этого слова начнет работать против него самого.

– Облака на небе высоко?
Нет,
Невысоко.
Ведь солнце выше облаков,
А тепло его
На моих плечах.
Лес за озером далеко?
Нет,
Недалеко.
Я ладонью хлопнул по воде,
А лес далекий закачался
На мною поднятых волнах.
Облака низко,
Лес близко.
А близкий друг –
Далек.
Хоть рука друга –
Вот она,
Рядом,
Хоть сидим мы в одной лодке,
Но отделяет нас
Неосторожно сказанное слово.

Вот она сила таланта мастера, не только в его книгах, но и в выступлении… И его мудрые стихи говорят сами за себя:

«Достичь возраста первого шага…»
«Достичь возраста метания тынзяна по носам нарт…»
«Достичь возраста самостоятельной езды на оленьей упряжке…»
«Достичь возраста самостоятельной охоты (рыбалки)…»
«Достичь возраста Первого Поцелуя…»
«Достичь возраста Полноценного Поцелуя…»
«Достичь возраста вскармливания дитя…»
«Достичь возраста Белого Шва…»
«Достичь возраста Своей Походки (Своей Песни)…»
«Достичь возраста нарождения внука…»
«Достичь возраста мудрости иносказании…»
«Достичь возраста, когда главой семьи становится твои сын…»
«Достичь возраста возвращения в детство…»
«Ступить на Тропу, проложенную Стомедвежьим
Отцом, проложенную Стомедвежьей Матерью…»
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.3 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.