+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(4)

24 января родился настоящий рождественско-новогодний волшебник, самый сказочный сказочник взрослых и детей Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН. Чувствуете, уже в самом имени этого удивительно талантливого человека кроется некая магия, тайна, волшебство. И, если вы человек творчески одаренный или хотя бы таковым ощущаете себя, попробуйте, произнесите его имя полностью и вслух… Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН… И ваше сознание тут же озарится необыкновенными огненными вспышками, подобными сверканию огромного бенгальского огня, своим искрением который может осветить большой сказочный город…
А-ма-дей… Это имя в сознании многих людей более двух с половиной веков связывается с потрясающей, гениальной светоносной музыкой австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791). И вот появляется еще один Амадей только теперь Эрнст Теодор Амадей Гофман (1736—1797). Но справедливости ради, скажу, что рожден-то он был Эрнстом Теодором Вильгельмом Гофманом, однако, в зрелом возрасте сменил одно из своих имен, заменив, на имя, своего любимого композитора. И, это обстоятельство не замедлило сыграть в судьбе Гофмона свою положительную роль, превратив его в знаменитого сказочника, а его «Щелкунчика» всемирно известной не только сказкой, но и балетом.
И всё же, почему я написала, что Гофман был волшебником? Да потому что это был не просто сказочник, но гармонично талантливый человек: музыкант, дирижирующий какое-то время оркестром в Лейпциге и Дрездене, написавший мессы, симфонии, камерную музыку, оперу «Ундина», ставшую не просто известной, но и знаменитой. Мало того, он прекрасно рисует, иллюстрирует большинство своих творений, особенно ему удаётся рисунок – гротеск, шарж, карикатура. За восемь лет литературного труда, из-под его пера выходят романы, новеллы, сказки, эссе. Его считают самым загадочным и непостижимым писателем в истории мировой художественной литературы. Имея образование юриста, Гофман работает еще и советником Берлинского апелляционного суда. И всё же, и всё же знаменитым его делают сказки, притягательность которых ему помогает раскрыть, прочувствовать текст на каком-то особом уровне магнетизма его музыкальный талант и тексты становятся основными сюжетами для опер и балетов. И, конечно, самым знаменитым балетом прославленного русского композитора Петра Ильича Чайковского становится «Щелкунчик». Для Чайковского тема – преодоления злых чар с помощью любви – любимейший лейтмотивов всех его произведений.
Так разве это не магия, не волшебство, когда сказки Гофмана начинают обладать такой притягательной силой и появляться ниоткуда: из хриплого боя старых часов или из шума ветра в листве, из бронзовой дверной ручки или из ночного пения котов на крыше, из щипцов для орехов… Писатель смело смешивает людей и вещи, обыденные реалии со сказочным миром, творя настоящее сказочное чудо… И пишет, кажется для детей, но проблемы затрагивает далеко не детские, о чём ярко демонстрирует его рождественская сказка «Щелкунчик и мышиный король».
Да она о дружбе, о преданности, о том, что мечты сбываются, что добро побеждает зло, а будь наоборот, планета давно бы перестала существовать.
Свой волшебный мир Гофман выстраивает, показывая, какими взрослые бывают не просто реалистами, но и скептиками, а дети – мечтателями, соединяет реальный мир с волшебным царством – кукольным и мышиным, исподволь, как бы спрашивая, так кто же из них прав?
Сказка рассказывает о том, что вставая на защиту слабого, мы преображаем не только себя, но и того, кого пытаемся спасти. И деревянный Щелкунчик, понимая, что Мышиный король не только все заберет у девочки, но, в конце концов, загрызет и её саму, объявляет ему войну. Любовь и преданность девочки к крохотному уродцу с добрым и благородным сердцем, его смелость и отвага развеивает чары, и заколдованный Щелкунчик вновь обретает образ юного племянника, крестного девочки, а она расцветает в красивую девушку. Всё заканчивается сказочно прекрасно, как и принято, у настоящего волшебника, преобразующего мир хаоса и зла в мир любви, преданности и чистоты, одним словом, теми чудесами, которые может увидеть и оценить человек добрый и одаренный особым зрением.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.