+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
4.7
(3)

Балгангадхар Тилак в своем произведении «Арктическая родина в ведах» пишет, что в «»Законах Ману» всюду говорится, что мир был создан из паров воды… И если воды прекратят движение, то последствия будут тяжелы – солнце, луна и звезды не смогут взойти, и мир погрузится во тьму…»
Саамы, коренной народ Кольского Заполярья испокон века поклонялись воде и водным божествам. В древности у саамов да отчасти и в настоящее время было и есть особое поклонение воде. Люди почитали воду стихией, из которой образовался как саамский мир, так и земля в целом. В воде жили свои духи, особые существа, русалки, водяные. Люди поклонялись им, очищались водой как священной стихией, приносили жертвы, кормили воду.
Писатель Михаил Пришвин, описывая свое путешествие по Имандре, писал, что не видел еще такой прозрачной воды, как на Кольском полуострове, «совсем легкой и невесомой». Он плывет на лодке с саамами, которые заодно на удочку ловят рыбу. Наконец в руках рыбака затрепетала серебром рыбина, но саам ей не радуется, наоборот изменился в лице, хмурится, напуган. Отрывает от себя пуговицу, привязывает к сигу и, отпуская рыбу в озера, что-то шепчет над ней. Пришвин спрашивает, что это за рыба и слышит в ответ: «Это сиг… Сиг не может на крючок пойматься, сигов сетью ловят. Отец мой тоже поймал так сига и потонул…». Писатель понял, что таким образом саам откупился от водяного, принеся ему в жертву свою пуговицу.
А еще ему проводник помор рассказал об одном озере в горах, не помнил его названия, к которому лопари и вообще питают суеверный страх. Защищено озеро горами со всех сторон и никто не знает, как к нему подойти. «Высоко над горой есть пещера, и там живут злые духи. В этом озере множество рыбы, но редко кто осмеливается ловить там. Нельзя, при малейшем стуке весла злые духи вылетают из пещеры».


Существует у саамов и легенда о «волшебном ручье, спрятанном далеко в горах», записанная В. В. Чарнолуским. Старики говаривали: «Пока бежит вода, пока журчит этот ручей, народ саами будет жить и будет он в силе. А когда угаснет родничок, кончится лыпскае-гыэдий — лопское житье-бытье».
Воды Лапландии саамы считают священными, целительными, целые обряды существуют на водах у них, я уже не говорю о том, что зачерпывали они ее только по течению; выплывая на озеро, приносили жертвы хозяйке воды в виде нитки бисера, монеты серебряной; вода некоторых озер, рек и родников и вообще исцеляющей считалась, так что это целый пласт водной культуры коренных жителей Кольского Севера.
В реках и озерах Лапландии живет красавица Чадзьеннь , лицом белая, чистая, с длинными черными волосами. Если кто ее испугает, скрывается в воде, оставляя на берегу на камне гребень и прядь своих волос. Является людям нагой белокожей женщиной. Любимое ее занятие расчесывать длинные волосы. И имеет она силу такую, что может пополам разломить скалу. Чадзьеннь не доброжелательное божество, скорее наоборот, жестокое, поэтому купание в озерах и реках – опасное занятие, особенно для мужчин. С женками Чадзьеннь предпочитает не связываться. Да и забирает она людей в пу¬чины своих вод чаще по ночам нежели днем.
Есть у рыбаков саамов и свой бог, покровитель Киозе-олма.
Боги воды терпимо относились к людям только водного рода, других, оказавшихся в воде безжалостно затягивали в пучины к себе.
Хранителем рыб и других водных существ, богом воды являлся Чадзь-олма .
Сайво тоже водное божество, в своих водах запрещающее лов рыбы. Потому всяк, кто пытает счастье в рыбной ловле, старается обмануть Сайво тихою греблей.
Лапландию – страну саамов с четырех сторон омывают моря: с юга Балтийское, с севера – Баренцево, с запада – Норвежское, с востока – Белое. На этой земле находится около двадцати одной тысячи рек, речек и ручьев. Если их все вытянуть в одну линию, можно полтора раза обернуть ими земной шар.
Чадзь-еллей – водяник, хозяин воды, в одних сказках, с двумя головами, в других с тремя. По одним версиям тучное, оплывшее жиром полу женщина, полу мужчина с рыбьим хвостом; по другим старый-престарый старик с белой до самой земли бородой, ходивший по горам, где протекали ручьи. От его хотьбы в них образовывались глубокие трещины; по третьим – существо с тремя головами, боящийся лешего и кипяченого молока, в котором мог свариться, хотя простой ки¬пяток ему не был страшен.
В саамской сказке сообщается, что в далекие времена у саамов был обычай морскому водянику ежегодно приносить дань. Обряд этот назывался минвуэн. «Мужчины бросали жребий, и кому выпадала очередь, того отвозили на лодке и бросали в море».
Славянский записал разговор с саамом о водянике: «Нечести у нас много. Теперь ежели около реки шуметь, водяные черти беспременно лодку потопят. Не любят они, если громко разговаривают или смеются.
– А какая у вас нечесть в воде?
– Разная. Длинноволосые, есть такие водяники в озерах, в реках, в омутах. Не любят, чтобы в них ставили сети или шумели около. А еще пуще, кто камни вечером или ночью в воду бросает: того сейчас на дно утащат… А то еще, чертиха есть, вся мохнатая. Та на камень выходит.
– На какой камень?
– А посередь озера есть, каменья стоят. Ну, выйдет чертиха, сядет на камень и давай чесать волосы золотым гребнем. Наши-то как по заводью поздно идут или в плес попадут – не пикнут, тихо, чтоб…»
Разные легенды существуют об озерах. Например, хоть взять об озере Каложном. Говорится в ней, что однажды старик со своей невесткой ловили рыбу, но ничего не пой-мали. И сказал он ей: «Я выпью всю воду из озера, а ты набери рыбы, которая покрупнее». Сказал – и выпил, а невестка за рыбой пошла. Уж полный карбас набрала, и еще пошла, а старик не в силах более воду удерживать, выпустил из себя, невестка и утонула.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.