+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(1)

Тот, кто разговаривает первообразами, говорит тысячью голосами;
он постигает, преодолевает и вместе с тем возводит обозначаемое
им из единичного и преходящего до сферы вечно сущего, он
возвышает личную судьбу до судьбы человечества.
Карл Юнг. Проблемы души нашего времени.

Иван Ямбердов – марийский художник-монументалист, как о нем говорят, но не только по образованию, а по своей сути, по своему мышлению, а, главное, чувствованию. Является одним из ярчайших представителей национального изобразительного искусства финно-угорского мира. Член Союза художников Р.Ф., заслужен¬ный деятель искусств, лауреат Государственно премии Республики Марий Эл. Его живопись символична и многогранна. Эльвира Колчева, доцент кафедры культуры и искусства МарГУ пишет о нем, что в его полотнах цвет, помноженный на образ, соединенный с духом, чувствами, переживаниями – это душа древней марийской культуры. Картины художника имеют мощное эмоциональное воздействие на зрителей. Однако, отдельно цвет картин этого мастера нельзя рассматривать вне истории и сегодняшнего состояния марийского народа. Колорит картин Ямбердова «тревожно-сумеречный, с ослепительными вспышками надежды и озарения, всполохами грядущего приближения истины и самообретения».
В Йошкар-Оле был объявлен конкурс молодых художников на написание Богородицы. Иван рассказывал мне, что он оказался на нем самым «старым» художником, пожелавшим прикоснуться к библейскому образу. Прежде чем приступить к работе, пошел в Вознесенскую церковь, чтобы помолиться перед образом Божией Матери.

  • Смотрю, а перед иконой лампадка весит, — рассказывает художник, – вот через ее свечение я и увидел свою Богородицу, и лампадку в картину включил, как раз в области материнского чрева. Лампадка в форме ромба, который делится на три пирамиды. Нижняя часть ее символизирует воду, а верхняя – горение. Точно Дух Святой это свечение помогало мне в работе над картиной, в которой я постарался изобразить свое понимание Божьей Матери и рождение ею Христа. Назвал картину «Христос Ава» — «Богоматерь». А «Спасителя» писал в 1991 году, когда вышел закон о праздновании Рождества.
    Меня в творчестве Ивана Ямбердова интересовали колокола, есть ли? Оказалось, в 1988 судьба привела его поработать в Великий Новгород на празднование «Тысячелетия крещения Руси», после чего у него и появился триптих «Голос времени». Первая картина триптиха называется «Безмолвие». На переднем плане картины мы видим, стоящие на постаменте колокола, за ними Софийскую колокольню. Колокола, превращенные в памятник прошедшему времени, колокола, сброшенные с колокольни, многие десятилетия остаются безмолвны, но, по мнению Ямбердова, они до сих пор помнят мелодию звуков. 1988 – глазницы колокольни еще пусты.
    Вторая картина триптиха «Звонарь». Казалось, написать портрет звонаря церкви Святого Филиппа, Павла Никитича Цветкова, не удастся никому, он категорически отказывается позировать художникам, а Ивану так не хватало этого портрета для своего триптиха. И вдруг в Новгород приезжает московский художник Николай Анохин, которого Ямбердов когда-то готовил для поступления в Суриковское училищу. Понатаскал и Николай поступил. После училища тот подвязался послушником в монастырь, но, прожив два года, не выдержал суровости жизни и вновь ушел на волю. Художники встретились, и захотел Николай Ивана за поддержку в юности, отблагодарить, предложил в ресторан сводить. Иван от ресторана отказался, а вместо этого попросил познакомить со звонарем. Николай познакомил и Иван, наконец-то, написал его портрет.
    Третью картину триптиха «Воскресение» назвал. 1 мая 1988 года он с этюдником как раз напротив церкви Святого Филиппа стоял. Где-то недалеко проходила демонстрация, доносились крики «Ура», а около церкви голуби… Откуда ни возьмись пронеслась черная «Волга», оставив после себя лужи голубиной крови. Иван тогда было подумал, для чего это ему? А в воображение уже рисовало распятие Христа, и название само собой пришло «Воскресение». Пока он этюд писал, свидетелем ещё одного события у этой церкви стал. Впервые звонарю в этот праздничный день разрешили на колокольне звонить. Семьдесят лет колокола молчали и вдруг позволение звона! Россия, точно после долгой спячки, от звона встрепенулась.
    В картине на железных церковных воротах кресты «X» и «X», обозначения века двадцатого. Ворота еще заперты, но калитка уже открыта, пока только калитка…
    Художники все выясняли, как на полотне колокольный звон передать. А Ямбердов уже видел его. Когда звонарь сделал первый удар, птицы вспархнули вверх. И вот на его картине верхний голубь в центре, как распятие, изображен в форме креста, и тень от него на земле – черный крест. Будто художник мысленно картину перекрестил и калитку открыл…
    Рос Иван сиротой, в детстве частенько на мольбища в марийские рощи ходил, а когда учиться пошел, его в храмы потянуло, объездил все русские православные города, посмотрел все храмовые ансамбли, с реставраторами работал. И считает, что у человека обязательно должен быть Бог в душе и вера. Ему вера помогает жить, об этом красноречиво говорят и картины мастера.
    Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.