+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(1)

Прочтя перед поездкой в Славянский ход 2006 года в журнале «Север» очерк Савелия Ямщикова «Созидающие» о прекрасной художнице Карелии Тамаре Григорьевне Юфа, обратилась к писателю Константину Гнетневу с просьбой устроить нам с ней встречу. Дома у меня есть две книги карельского эпоса «Калевала» с удивительно сказочными рисунками Н. Кочергина, чем-то напоминающими рисунки Билибина к русским народным сказкам, а здесь новое имя и совершенно новый взгляд художника на «Калевалу». Как сама Тамара Григорьевна признавалась: в знаменитом карельском эпосе можно иллюстрировать каждую строчку, было бы время, желание и силы. Сначала она работала простой учительницей в Ленинградской области, но вот судьба привела ее в Карелию, а работа в оформлении «Калевалы» сделала знаменитой на всю Россию. В ее картинах темные тона перемежаются со светлыми. Иногда это происходит плавно, иногда резко, все как в жизни — зло соперничает с добром, светлые стороны человеческой души с темными. Она оказалась простой, доброжелательной, чем-то похожей на своих героинь из «Калевалы». На встречу к нам пришла со своей дочерью, тоже художницей Татьяной Юфа. И как жаль, что на выставке в музее Изобразительных искусств, оказалась выставленной всего одна ее работа. Это была первая наша встреча.
Вторая произошла в этот же год, только осенью, когда я приехала в Петрозаводск на конгресс финно-угорских писателей. В музее Изобразительных искусств у меня и произошла не планированная встреча с Тамарой Григорьевной. Здесь я купила набор открыток с ее иллюстрациями к карельскому эпосу. Замечательны ее иллюстрации, не то, что показали нам в филармонии. Там презентовали новый выпуск «Калевалы» с рисунками художника Фомина. Кубизм он и есть кубизм, хоть и яркий. Смотришь на такую книгу и удивляешься, а где же в ней былинность, эпосность карельская, сказочность. Подобное издание только коллекционным и назовешь, не более. Лучше бы в таком качестве, да со всеми иллюстрациями книгу Тамары Юфы издали, вот ее бы каждый захотел купить, разошлась на ура. А это дорогостоящее издание – ни уму, ни сердцу. В этот раз Тамарочка без тонированных очков была, и я разглядела ее глаза, лицо. Не смотря на возраст, оно у нее почти без морщин, мягкое, нежное, а глаза усталые, усталые…
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.