+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(3)

В первом зале экскурсовод Ирина, как она нам представилась, рассказывала о ранних работах Константина Васильева, говоря, что все картины художника сравнимы с камертоном, по которым люди настраиваются на мудрость предков, точно пробуждаясь от векового сна. Родился Константин в Майкопе в 1942 году, и еще не научившись ходить, пробовал рисовать. К восьми годам у него накопилось уже много рисунков. Поступает в Московскую школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. К пятнадцати годам рисовал уже под любого художника. А так как по жизни очень любил музыку написал целую серию графических портретов музыкантов: Бетховена, Баха, Скрябина, Дебюсси, Вагнера и так далее.
Васильев поддерживал теорию о том, что все в мире разделено на женское и мужское начало. И, может, именно перед творческими людьми стоит задача посредством своих произведений эти два полюса максимально развести – женское сделать максимально женственным, мужское – мужественным, сильным и героическим. Когда полюса будут разъединены, возникнет здоровое напряжение. В современном мире все смешалось – женщины стали мужественны, а мужчины – женственны. Духовная чистота, заложенная в картинах Васильева, способствует возникновению особенно в мужчинах светлых чувств, рождает стремления к благородству, подвигу.
2006 год – год 500-летия рода Достоевских, в этот год исполняется 185 лет со дня рождения великого писателя и 125 лет со дня смерти Федора Михайловича. Мы подходим к портрету Достоевского, работы Васильева, который, был одним из любимых писателей художника. В «Достоевском» Константина Васильева заложена огромная напряженность мысли, большая часть лица Федора Михайловича освещена свечой, которая здесь играет роль не просто «настольной лампы», она является светочем его жизни, горением души, писательской мыслью, чаяниями и надеждами.
В свече Васильева, по словам экскурсовода, использованы так называемые тоновые растяжки, насчитывающие пятьдесят цветовых оттенков, чем и достигается живость огня. В музее даже эксперимент проводили – гасили свет, зажигали обычную свечку, и на картине свеча горела ярче, чем наяву, что всех очень поразило.

Н. Большакова у картины К.Васильева


Мы много узнали о картинах Васильева, но я позволю себе остановиться еще только на одной, «Человеке с филином» – картине символе, которую художник написал перед своей смертью, оставив ее людям, как завещание, как предсказание будущего России. Некоторые находят в ней до четырехсот символов. Облик старца можно сравнить с образом Велеса из русской мифологии. Бога Солнца, бога богатства и скотоводства, бога мудрости, проводника из мира явного в мир духовный, могучего великана, подпирающего небесный свод. Это древо жизни, корнями уходящее в землю, а вершиной, достигающее поднебесье. В нем прочитывается мудрость многовекового человеческого опыта. Это настоящий страж России.
Свеча, которую он держит перед собой – светоч его душевного горения, причем знаки огня начинаются просматриваться с самого низа. Горит свиток, похожий на карту России Огонь внизу или на юге слаб, зато Север горит ярким пламенем. Вывод – духовные силы северных людей гораздо сильнее южан. На свитке Васильев пишет псевдоним «Константин Великоросс» и ставит дату своей смерти «1976-й». Своей жизнью, своим духом, светочем своего огня он зажег в художественном творчестве совершенно новое направление, взаимодействующее на зрителя, дающее богатую пищу уму и сердцу, но в этом огне сгорел и сам, точно принес себя в жертву Велесу во имя будущих поколений. Кажется, если старец сделает еще шаг, он растопит лед в сердцах и душах людей, так напоминающих нам зимний лес в его ногах. И может, это бы и произошло на других картинах Васильева, как в «Ожидании», на одной от горения свечи только-только растаял лед на стекле, а на другой его нет совсем, но смерть художника приостанавливает этот шаг старца. Люди не готовы… В их сердцах в 1976 году еще нет Бога.
Своим друзьям он говорил, что художник своим творчеством должен выражать внутреннюю силу духа и всего живого. И сам с этой задачей всегда справлялся. Из огня, из пепла от свитка, рождаясь, тянется ввысь росток дуба – знак вечности, символ знаний и мудрости. Мех на шубе старца, чем-то напоминающий заиндевевшие ветви деревьев, напоминает нам о связи со сказочным зимним лесом, рукава-колокола, и в них особенно чувствуется движение. Один рукав-колокол по центру, другой вверху, точно раскачались: один взлетел, другой ждет своей очереди. И они не безмолвные, не опущенные своей «юбкой» вниз, они в полете. Если мы вспомним, то в самом начале их появления на Руси, раскачивались не языки в колоколе, а сами колокола.
Кисти старца – это и есть колокольные языки. Один – разбудил душу и заставил ее загореться светочем, другой притянул к себе филина – символа мудрости и беспристрастного видения мира. В древних сказаниях говорилось, что филин мог зреть будущее. Но мы можем воспринимать птицу еще и Божьим посланником для людей. В левой руке старца плеть, точно разделяющая мир людей с Божественным началом, а глаз филина, как всевидящее божье око. Плеть – самоотречение, аскеза, только таким способом можно достичь духовной высоты, и мы видим, на картине старец один. А вот огонь, свеча и глаз филина, находящиеся на одной линии говорят о триединстве: прошлого, настоящего и будущего. И не смотря на то, что в картине нет ярких тонов, она очень жизнеутверждающая.
«Россия, Русь! Храни себя, храни!» написал в стихотворении Николай Рубцов, Константин Васильев в дневниковой записи: «Нужно вернуться к истокам родного языка и родной поэзии, освобождая былую силу и былой возвышенный дух, который дремлет в памятниках древности». Он в своем творчестве обращался к корням, к истокам Руси к ее мифотворчеству, ища смысла и истины.
Посмотрев его картины, ты точно жажду утоляешь живой родниковой водой, омываешься в святых источниках, напитываешься мудростью предков, их силой, их пониманием жизни.
Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.