+79211503081 LOANT2007@yandex.ru
5
(2)

Сегодня наша школа в опасности. Я бы даже уточнила: не школа — учителя. И опасность эта в первую очередь исходит от учеников и их родителей, которые (никто не заметил когда) вдруг посягнули на права учителей. И учителя стали бесправными.
На мой взгляд, причин здесь несколько, но две из них — самые важные. Первая – политика государства. Государство должно нести полную ответственность за авторитет учителя и беречь этот авторитет. А делает ли оно это? Где хотя бы один современный фильм, в котором объективно была бы показана учительская работа, профессия? А в советское время такие картины были. И вот прошли десятилетия. Многое изменилось в нашей жизни. Мы не можем слепо подражать учительским авторитетам 60-х годов. Нам надо авторитет сегодняшнего учителя смоделировать сейчас, так, как это необходимо для подростков сегодняшнего дня! Хотя требования к учителю не стали очень отличными за последние десятилетия от требований 60-х.
Вторая причина – сам учитель, который считает себя ответственным за всё и вся, навьючивая на себя проблемы детей и их родителей. Виноват ли учитель в том, что его дети разбили стекло на остановке? Напились на городской дискотеке? Подрались на каникулах? Нагадили в подъезде? «Да, — кричит общественность. — Его нужно судить!» И учитель принимает эти крики, говоря: «Да, я виноват», и кладет голову на плаху.
А где же родители этих детей? А они самоустранились, во всех грехах виня только школу.

Ода усталости

Нередко во время урока твоё состояние можно обрисовать так: мозги медленно перекатываются из левого полушария в правое и обратно, потом растекаются по всему черепу, наконец разбегаются, разбившись на маленькие шарики, словно ртуть. И так же трудно собрать их воедино – они отталкиваются друг от друга! А жизнь требует целостности мозга для цельности и объемности мысли, но это невозможно. И общение с рядом стоящими, контакт с окружением становится «простым до мычания».
Но мычать нельзя – твое поведение объяснят неправильно. Поэтому делаешь вид умного профессора, напрягаешь лоб, прищуриваешь глаза и ждешь, когда хоть несколько кусочков мыслей-шариков сольются в нечто, благодаря чему можно будет уцепиться за это что-то, дать детям задание и на минуту-полторы замереть в ожидании чуда – проблеска мысли или воспоминания о предмете разговора на уроке.
Вдруг – другая беда! Язык выскочил вперед головы, теперь новые гонки: ум гонится за языком и пытается обуздать высказанное хоть как-то, направив в русло темы урока.
И если все это удается (а ведь надо еще сообразить, что фамилии класса «А» делают среди фамилий класса «Б» — ах, это один класс!) – тогда празднуешь победу!
Иногда в тумане усталости, глядя на все со стороны, из далекого рядом, начинаешь смеяться сама над собой. Вот тебе и раздвоение личности прямо на уроке литературы.
Состояние зашлакованности мозгов, отуманенных перенасыщенностью информации извне. Такое своеобразное школьное ШИЗО.

Ода планкам и другим необходимостям

Планка учителя. Кто ее может установить? Разве деньги здесь главное? А ведь если об учителе заходит речь, то обязательно говорят о зарплате. Нет, это правильно, потому что все знают, какая она у учителей, но не надо ТОЛЬКО о зарплате. Давайте, наконец, ценить учителя по его духовной планке. И при больших деньгах можно быть убогим. А при немодной одежде – человеком с широчайшим кругозором. Конечно, я не за стоптанные башмаки и штопаные колготки напоказ, но лучше иметь штопаные колготки, чем дырявую душу. Духовные дыры никакими мехами не прикроешь, никакими бриллиантами не украсишь.
Планка директора. Какая она, на каком уровне? Она должна быть гораздо выше учительской. А что на деле чаще всего? Где тот директор, который действует на учителя омолаживающе, взбадривающе, духовно-обновляюще? Где тот директор, до которого хочется дотянуться, до которого хочется дорасти? Где те планки, которые он ставит перед коллективом, чтобы каждый в нем не заглох, не загнил, а расцвел бы и дал плоды? Мало таких. Сужу по количеству плодов в нашем государстве. О, слава, слава такому директору, но где он? Ау-у-у! Зато на память приходят другие примеры: одного учителя за слишком высоко поднятую духовную планку лишают его детища – музея и вынуждают уйти из школы. Другого, любимца учеников, увольняют без суда и следствия только за неравнодушие к поступкам детей. А сколько ещё обиженных со шрамами в душе, отстранённых от любимого дела маются по дорогам и весям нашей необъятной родины!
Нет, без всякого сомнения для директоров нужна особая подготовка, не такая, как для простых педагогов. И дипломы для них должны быть другими: только красного образца, с отличием, иначе – на второй год! В школу, простым учителем!
Виктория БАКУЛА, педагог

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.